Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
124 ния о двух духах Устава yahad. Изменение названия вызвано назначе¬
нием документа. Новообращенным предлагался не теологический трак¬
тат, апрактическое руководство, это само по себе предполагало известные
переделки. Расхождения иного порядка дают основание рассматривать
«учение о двух путях жизни» Дидахе как модификацию кумранской дуа¬
листической доктрины. Это становится очевидным, если сопоставить
дуализм и социальную этику Устава yahad и Дидахе. Кумраниты в принципе отвергали современное им общество как цар¬
ство зла и социальной несправедливости и утверждали справедливое
Царство Божье на земле, грядущий новый мир. Но система отношений
кумранской общины с внешним миром, внешней средой, в соответст¬
вии с дуалистической доктриной, которая сама по себе предполагала не¬
нависть к сынам тьмы, строилась, как можно полагать, различно в за¬
висимости от реальной обстановки. Вечная ненависть к сынам тьмы по
Уставу yahad509 не исключала, а предполагала непротивленчество, нена¬
силие на практике: «...не отвечу никому злым воздаянием, с благом я
преследую мужа, ибо у Бога правосудие всему живому... И тяжбы с
людьми преисподней я не держу до дня отмщения, но и гнева моего не
отвращу от людей кривды и не успокоюсь, пока не восстанет правосу¬
дие».510 Это непротивление было вынужденной обстоятельствами вре¬
менной формой мирного сосуществования в ожидании мирового катак¬
лизма и было ограничено рамками эсхатологической эры: «не отвечать
злом на зло до срока поставленного суда». Совершенно иначе трактова¬
но непротивление в Дидахе. Социально-этические проблемы здесь ре¬
шены в другом плане. Во-первых, в Дидахе нет никакого «мира зла» (нет терминов «мир
зла», «царство тьмы, Велиала» и т. п.) Есть нейтральный «мир сей».511
Зло дано не как социально-этическая категория, речь идет только о кон¬
кретных «злых делах» и «злых помыслах». Злые дела и злые помыслы
плохи, потому что они вредны и опасны, они не столько сами по себе
плохие, сколько вредные, членов общины предостерегали от малых гре- 509 [IQ S 9.21-22]. 510 IQ S 10.17-21 (пер. К. Старковой). 511 который, впрочем, подлежит уничтожению. Понятие «зло» возвращено в
Дидахе в этические рамки. На том, что этот мир плох сам по себе и пребывание
в нем тяжко и непереносимо, отнюдь не настаивают.