Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
120 Кумран поставил всю проблему в иную плоскость, он показал, что мес¬
сианизм был знаменем иудейского радикального сектантства и этому
мессианизму было более 200 лет, когда родился Иисус Христос. Кумран
открыл литературные источники и идейные параллели ряда деталей но¬
возаветной христианской доктрины. Кумран показал также, что соци¬
альные принципы и организационная структура раннехристианских и
кумранской общин имеют ряд точек соприкосновения такого порядка,
что прослеживается эволюция социально-организационных принципов
от Кумрана до христианского канона. В евангельском каноне цитата из Исайи: «Глас вопиющего: в пус¬
тыне приготовьте путь Яхве (ill ГР), прямыми сделайте в степи стези
Богу нашему рГПЬ^Ь]»495 - отнесена к Иоанну Предтече. Для этого
пришлось проделать подстановку, заменить слово «Яхве» словом «Гос¬
подь»: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господа [Κυ¬
ρίου], прямыми сделайте стези Его»;496 благодаря этой замене «путь» го¬
товится для Иисуса Христа.497 Вскоре после того, как открыли Кумран,
была придумана версия о посреднической роли Иоанна Крестителя -
«связного» между Кумраном и евангельским Иисусом Христом.498 Эта когда, а с сознательными, глубоко обдуманными, ‘научными’ для своего вре¬
мени конструкциями» (там же, с. 129).] 495 [Ис.40.3]. 496 [Мф,3.3;Мк.1.3; Лука 3.4.;ср. Иоан. 1.23; синодальный перевод по Септуа-
гинте: φωνή βοώντος εν τή έρήμω 'Ετοιμάσατε την οδόν κυρίου, ευθείας ποιείτε
τάς τρίβους του θεοΰ ημών], 497 [В Уставе yahad эта цитата служит для обоснования деятельности Совета
общины (см. прим. 42 на стр. 18), «чтобы идти в пустыню и проложить там до¬
рогу, как написано: в пустыне проложите дорогу (....), прямой сделайте в степи
стезю Богу нашему»; вместо тетраграммьг поставлены точки (IQ S 8.13-14).] 498 [См. J.A. Т.Robinson. The Baptism of John and the Qumran Community. -
Harvard Theological Review 50,1957, pp. 175-191; Otto Betz. Die Prosely tentaufe
der Qumransekte und dieTaufe im Neuen Testament. RQ. No. 2, 1958, S. 222;
J. Allegro. The Dead Sea Scrolls, pp. 158-159; J.A.Fitzmyer. The Qumran Scrolls
and the New Testament after Forty Years. - RQ. No. 49-52, 1988, pp. 611;
D. R. Schwartz. On Quirinius, John the Baptist, the Benedictus, Melchizedek,
Qumran and Ephesus. - Ibid., pp. 635-646 и др.] Сам же Христос был тоже свя¬
зан с Кумраном, но вышел из него, порвал с ним, создал свою собственную об¬
щину. На этом основании многие исследователи рассматривали различие меж¬
ду новозаветным христианством и Кумраном и утверждали, что христианст¬