Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
118 текст «Двух колонок», Благодарственные Гимны) и апеллируя к Ветхому За¬
вету (Торе и пророкам), развить кумранскую трактовку мессии так, чтобы
Учитель праведности мог быть включен в мессианскую формулу Устава
yahad, это и значило обосновать его право как «избранника Бога» на мес¬
сианское звание и роль, а тем самым обосновать право [части расколовшей¬
ся] общины считаться «общиной Его (Бога) избранника»488 в противовес
общине толкователей скользкого [в последние дни] и ее главе - Человеку
лжи. Задачи полемики диктовали в равной мере и понимание противников
как отступников от У чителя праведности и его учения - вплоть до обвине¬
ния в преследовании Учителя в союзе с властями, общим врагом - «Ме-
нашше», Нечестивым первосвященником, и актуализацию авторитета Учи¬
теля через ревизию кумрансшй эсхатологической доктрины для обоснова¬
ния права Учителя быть главой всей общины, обеих ее частей,489 Аарона и
Израиля, чтобы вернуться в конце дней для суда. [Учитель - гарант эсхатологической хронологии] В Дамасском документе Учитель праведности, во-первых, гарант эсха¬
тологической хронологии, во-вторых, основатель общины, «Законодатель»,
и должен явиться как мессия обеих частей общины, Аарона и Израиля,
в-третьих, отсутствующий и ожидаемый глава общины в конце дней.
В Комментарии к Хаваккуку и других кумранских Комментариях Учитель
трактуется так же, как в Дамасском документе, и ему еще «передан суд Бо¬
жий над всеми народами»,490 то есть раскрыта вторая сторона его функции
гаранта эсхатологической хронологии. Центральным всюду оказывается эс¬
хатологический план, эсхатологическая доктрина: Учитель праведности
дал эту доктрину, он гарант ее истинности и осуществления. Отсюда необ¬
ходимость эсхатологического культа Учителя, который должен явиться
(воскреснуть) в момент реализации своей доктрины в качестве главы
созданной им общины. Именно поэтому не мессианизм, а эсхатология бы¬
ла стержнем доктрины этой организации и основой строительства культа.
Культ Учителя строился как культ гаранта эсхатологической хронологии. 488 4Q pPs 37 [2.5; 3.5]. 489 [И yahad, и eda; возникает впечатление, что старое руководство расколов¬
шейся общины не поддержало авторов дошедших до нас документов. - А. Г ] 490 [IQ pHab 5.4].