Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
115 Иисус, «служитель Божий», открывается главой общины, через 2-ю ев¬
харистию Иисус открывается Христом, а община открывается Царст¬
вом Божьим. *** В 3-й евхаристии Дидахе ожидается приход Господа («марана») в
статусе сына Давидова - «сына Божьего», иными словами, в статусе
Христа, главы Царства Божьего на земле. [... ] Таким образом, в евхари¬
стии Дидахе произведена контаминация «Учителя» («марана») и «от¬
прыска Давида» (сына Давидова) в «Иисуса Христа, сына Божьего».
Формула перехода звучит следующим образом: во-первых, эсхатологи¬
ческий конец этого мира означает воскресение Господа, его приход в ста¬
тусе сына Давидова - сына Божьего; во-вторых, община преображает¬
ся в Царство Божье; в-третьих, Иисус, «отрок Божий», преображается в
Иисуса Христа, сына Божьего, главу Царства Божьего на земле. «Уви¬
дит мир Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных».477 478 Сле¬
довательно, культ Дидахе - это эсхатологическо-мессианский культ
воскресения главы общины. Дамасский документ, Флорилегиум и Бла¬
гословения патриархов - это необходимые предпосылки к введению тра¬
пезы текста «Двух колонок» (трапезы встречи мессии Израиля) в прак¬
тику общины в предвосхищение его прихода, который может произой¬
ти только с наступлением суда Божьего через воскресение из мертвых.
И поскольку в Дидахе Иисус открывается Христом через воскресение
на суде Божьем, само воскресение есть его рождение как мессии (Хри¬
ста), сына Божьего [...]. 477 См. формулу признания Петром Иисуса Христа в IV Евангелии после корм¬
ления народа пятью хлебами [Иоан.6.68-69: «Господи! К кому нам идти? Ты
имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что
Ты - Христос, Сын Бога живого»]. Ср. «Истолкователь Учения», 4Q Flor [1.11]
и 4Q РВ [1.5]; см. Законодатель [«жезл»], resp. «Истолкователь Учения (Торы)»
в CD [6.7; 7.18], 4QPB [1.2]; см. CD [6.10-11]: «до прихода того, кто будет учить
в конце дней»; см. термин «маран», resp. Κύριος (Господь), в 3-й евхаристии
[Дидахе 10.6] и во внеевхаристийной части Дидахе; см. гл. XVI Дидахе, третье
знамение истины, воскресение мертвых на суде Божьем и явление Христа: «При¬
дет Господь (маран) и все святые с ним. Тогда увидит мир Господа, грядущего
на облаках небесных» [Дидахе 16.7-8]. 478 [Дидахе 16.8].