Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
114 «Святой виноград Давида» в Дидахе472 Рассмотрим 1 -ю евхаристию Дидахе: «Святой виноград Давида, слу¬
жителя Бога, открыт через Иисуса, служителя Бога».473 Что это значит?
Что через Иисуса открывается истинный Израиль, «семя Давида»? Да.
Известно, что община Израиля, «истинного Израиля», - это «семя Да¬
вида». Это «семя» Давида, раба Божьего, то есть общину [Истинного Из¬
раиля], открыл Иисус, который, как и Давид, назван «служителем Бо¬
га». Это значит, что функция Давида, главы общины «истинного Израи¬
ля», передана Иисусу, иными словами, это провозглашение
Иисуса, «служителя Бога», главой общины «истинного Израи¬
ля», то есть преемником, «отпрыском Давида».474 Таким образом, в
1-й евхаристии Дидахе посредством передачи общины Израиля, «свя¬
того винограда Давида», Иисусу, рабу Божьему, произведена контами¬
нация «Учителя праведности» и «Сына Давидова», то есть Учитель воз¬
веден в ранг главы общины с мессианским статусом.475 Итак, назначение Иисуса, «служителя Бога», главой общины истин¬
ного Израиля состоялось в 1-й евхаристии Дидахе. 2-я евхаристия го¬
ворит о «хлебе» (resp. - общине). Что дает общине ее глава Иисус, «слу¬
житель Бога»? Во-первых, «познание» (пути Бога),476 во-вторых, «веру»
и, в-третьих, «жизнь вечную».477 Иными словами, через 1-ю евхаристию 472 См. Осию [10.1]: «Израиль - ветвистый виноград»; см. «Я есмь истинная
виноградная лоза, а вы - ветви» [Иоан. 15.1,5] в первосвященнической молит¬
ве Иисуса Христа на тайной вечере IV Евангелия, что значит «истинный Изра¬
иль», община Израиля. 473 [Дидахе 9.2]. 474 См. 3-ю евхаристию Дидахе [10.6]: «Осаннасыну Давидову... Маранафа». 475 См. Рим. 1.3—[4: «.. .родился от семени Давидова по плоти и открылся Сы¬
ном Божиим в силе, по духу святыни, через воскресение из мертвых... Иисус
Христос Господь наш»]. Поэтому брак в Кане Галилейской [Иоан.2.1-11], где
не Иисус был женихом, и претворение воды в вино - есть брак Галилейсюй об¬
щины и ее главы, то есть назначение Иисусом Христом главы Галилейсюй общи¬
ны. Этим главой Галилейской общины назначен Петр (Кифа, то есть глава об¬
щины Нового Завета Иисуса Христа. См. троекратное завещание Петру «паси
агнцев Моих» при явлении ученикам после воскресения в 21 главе IV Еванге¬
лия [Иоан.21.15-17]. 476 См. Учение о двух путях Дидахе [1-4].