Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
112 ния» тоже должен придти вместе с отпрыском Давида в конце дней. Но
он назван «звездой»: «звезда - это Толкователь Учения, который при¬
дет (или пришел) в Дамаск с отпрыском Давида, как написано: восхо¬
дит звезда от Иакова и встает скипетр от Израиля».461 Создается впечат¬
ление, что Истолкователь Учения функционально замещает первосвя¬
щеннического мессию, как он дан в мессианской формуле Устава
yahad.462 В Комментариях Учитель праведности - основатель и глава об¬
щины (Бога, «избранников Бога»,463 «общины бедных»464 и т. д.) - Заве¬
та Бога, Нового Завета,465 Нового Завета в стране Дамаска;466 именно эта
общая линия объединяет прежде всего Дамасский документ и кумран-
ские Комментарии. Включение кончины Учителя в качестве точки отсчета последнего
периода в эсхатологическую хронологию 490-летнего срока было нача¬
лом собственно эсхатологическо-мессианского культа в
Ку м р а н е; обе формы статуса мессии - и статус Мельхиседека, и ста¬
тус «отпрыска Давида, Сына Божьего» - имели своим основанием эту
эсхатологическую хронологию 490 л е т, десятый юбилей¬
ный год, год «жребия Мельхиседека»,467 год его [то есть мессии] прихо¬
да. Эсхатологическая хронология Дамасского документа:468 390 + 20 + х (40) + 40 = 490 лет. Не исключено, что «сорок лет» Комментария на Псалом 37,469 как и
задержка наступления последнего срока в Комментарии к Хаваккуку,470 461 [CD 7.18-20]. 462 [IQ S 9.11]. Учитель yahad [«учитель общины», «единства»] или yahid
(«единственный учитель») [CD 20.1,14]? Полагаю, что правильнее первое -
«учитель общины (yahad)», тем самым его авторитет оказывается ни с чем не
сравнимым, а они [то есть члены его общины] оказываются его законными на¬
следниками; ср. «А старшие из народа - это те, кто пришли копать скипетрами
колодец и т. д.» [CD 6.8-9]. 463 [См. прим. 236 на стр. 64.] 464 [lQpHab 12.3,10; 4QpPs 37 2.10; 3.10]. 465 lQpHab [2.3-6]. 466 [CD 6.19; 8.21; 19.33-34; 20.12]. 467 [См. 11Q Melch7-9], 468 [См. прим. 404 на стр. 100.] 469 [4Q pPs 37 2.8]. 470 [«... последний срок продлится долее, чем все, что предсказали пророки, ибо