Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
Ill но главой является «светский» мессия, вождь Израиля, мессия «цар¬
ский». Поэтому «теологизируются» понятия «покой» и «царство»: 1) «‘Я дам тебе покой от всех врагов твоих’,455 означает, что он
дает покой им от всех сынов Велиала» - не в смысле военной победы
над ними, а в смысле праведности, то есть сыновья Велиала были бес¬
сильны против них, «когда они пришли по замыслу Велиала, чтобы за¬
ставить споткнуться сынов света и замыслить против них греховное,
чтобы быть схваченными Велиалом из-за своих заблуждений»;456 2) «... ‘воздвигну трон его царства навеки.457 Я буду ему отцом, а
он будет мне сыном’.458 Он (то есть мессия, сын Божий) - отпрыск Да¬
вида, который появится с Истолкователем Закона в последние дни (и
поднимет павшую скинию Давида), а затем он встанет, чтобы спасти
Израиль».459 Термина «мессия праведности», данного в Благословениях патри¬
архов, во Флорилегиуме нет. Но функционально отпрыск Давида, сын
Божий, мыслится уже как праведный помазанник, мессия праведности.
Во Флорилегиуме отпрыск Давида, благодаря трактовке общины («ски¬
нии») как «святилища (храма) человеческого», становится сыном Божь¬
им как глава вечного царства (Божьего), царства праведности (справед¬
ливости), царства сынов света. Глава общины, будущий глава Царства
Божьего на земле, сын Божий, отпрыск Давида, явится в конце дней вме¬
сте с Истолкователем Закона - значит учительской, первосвя¬
щеннической460 функции он не имеет. В Благословениях патриархов Ис¬
толкователь Закона тоже приходит с отпрыском Давида в конце дней.
Функции его конкретизированы - он «жезл», то есть «завет царства»
(«Законодатель», Учитель Закона); он «охранял завет царства, который
дан Давиду и потомству его»; его функции [и полномочия] растут в мес¬
сианском направлении. В Дамасском документе «Истолкователь Уче¬ 455 2Сам.[7.11]. «« [4Q pior 1.7-9]. Ср. IV Евангелие [14.30]: «Вот идет князь мира сего и не
имеет со мной [во Мне] ничего»; ср. также слова Иисуса Петру на тайной вече¬
ре: «Если не омою ног твоих, не имеешь со мной части» [вольный пересказ
Иоан.13.8]. 457 2Сам.7.12-13. 458 2Сам.7.14. 459 [4QFlor 1.10-13]. 460 В данном случае это, фактически, синонимы.