Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
106 до уничтожения всех людей войны, которые шли с Человеком лжи. Дата
кончины Учителя неизвестна, но совершенно очевидно, что эта форму¬
ла могла быть написана только после уничтожения «всех людей войны,
которые шли с Человеком лжи». Это есть действительная историческая
дата, действительная точка отсчета, а сам отсчет ведется назад, в обрат¬
ном порядке. Используя данные Устава yahad и Комментариев к Хавак-
куку и Науму, археологические данные и данные палеографии, можно
реконструировать историческую, то есть действительную хронологию,
которая скрыта под эсхатологической хронологической схемой Дамас¬
ского документа. Из Иосифа Флавия и Комментария к Науму мы знаем, что в 96 г.
до и. э. было восстание против Ианная. В эсхатологической формуле Да¬
масского документа 490 год [от падения Первого храма] - это 96 г. до
и. э. Если мы возьмем теперь две исторические даты двух важнейших в
истории общины событий, имея в виду их место и значение в эсхатоло¬
гической хронологии, вне этой эсхатологической хронологии, как исто¬
рические факты, отделим их друг от друга и будем рассматривать пер¬
вую дату как исходную (на которую падает 490-й год), а вторую - как
дату, на которую падает время написания Дамасского документа, то по¬
лучим: за 20 лет до восстания против Ианная был поставлен Учитель
праведности. 96 + 20 = 116 г. до н. э. - это примерно дата написания
Устава yahad; примерно через 40 лет после 116 г. Учитель погиб:
116 - 40 = 76 г. до н.э. (приблизительно). Примерно через 40 лет после
76 г., года кончины Учителя, были уничтожены все люди войны, кото¬
рые шли с Человеком лжи: 76 - 40 = 36 г. до н. э. (приблизительно). От
начала деятельности Учителя праведности, основателя и законода¬
теля кумранской общины, [автора или одного из авторов] Устава yahad,
до исполнения эсхатологического срока 490 лет прошло 80 лет:
116 -80 = 36 г. Что получилось? В эсхатологическую формулу «490 лет
от падения храма до конца дней» включен Учитель (20 + 80), и поэтому
490 г. [от разрушения Первого храма] - это 36 г. до н.э. Символически,
в качестве санкции, взяты 390 лет Иезекииля, что позволило разделить
формулу на две части.438 438 [Эта новая хронология оказалась на 60 лет короче реального промежутка
времени, который она охватывает. О том, что хронологии, включающие 490 лет
пророка Даниила, являются искусственными построениями, см. Istvm Hahn.
Josephus und die Eschatologie von Qumran. - QP, c. 167-191.]