Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
104 следнего эсхатологического периода [который, таким образом, отсчиты¬
вается] от даты его смерти.426 Точкой отсчета в обе стороны является да¬
та смерти Учителя, около 70 г. до н. э. Историческая хронология: ок. 130 г. до н. э. - основание кумранской общины; через 20 лет во главе общины поставлен Учитель праведности; около 110-100 г. до н.э. написан Устав yahad; 90-84 гг. - восстание против Ианная и бегство (эмиграция) Учите¬
ля [в Египет]; после 76 (76-75) г. до н. э. - его возвращение в Иудею (Кумран), рас¬
кол и формальный разрыв [с фарисеями]; около 70 г. до н.э. - его смерть, и от дня кончины Учителя до конца
эсхатологического времени около 40 лет (последний период, последнее
поколение, «последние священники»427). 586 - 490 = 96 г. до н.э.;428 96-88 гг. до н.э. - восстание против Йан-
ная, шестилетняя гражданская война, в которой принимали участие ес-
сеи и фарисеи. Первое упоминание ессеев у Иосифа Флавия429 относит¬
ся к 150 г. до н.э. По археологическим данным Хирбет-Кумраноснован
около 130 г. до н.э. Устав yahad по палеографическим данным датиру¬
ется приблизительно ПО г. до н.э.430 426 Сорок лет после смерти Учителя - это период эсхатологической войны;
см. свиток Войны, куда внесен этот срок [1Q М 2.9], и Комментарий на Пс.37
[4Q 171 2.7-8]. Время реализации этого срока в Дамасском документе - это вре¬
мя правления Ирода (37-30 гг. до н. э.) См. ожидание прихода мессии в день
захвата Иерусалима Иродом у Флавия. [См. стр. 394. Запись сделана на отдель¬
ном листе]. 427 [IQ pHab 9.4]. 428 В Дамасском документе срок считается от даты падения Первого храма, а
не от даты восстановления Второго храма, как у Даниила, так как Второй храм
был для ессеев «вертепом разбойников» - см. Иер.[7.11], его первосвященни¬
ки считались рабами [см. Вознесение Моисея 5. В рукописи Η. Е. ошибочно
указана книга Еноха. Запись сделана на отдельном листе]. 429 Иуда ессей [BJ 1.3.5]. 430 [См. Амусин. Кумранская община, с. 60.]