Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
102 ными. Учитель отказался от приглашения Бен-Шаттаха и порвал с фа¬
рисеями, вернулся [в Иудею и погиб, а] его сторонники называют «до¬
мом Авессалома» тех, кто «стояли и молчали», то есть не защитили Учи¬
теля, не под держали его в конфликте с Человеком лжи, который «отверг
Закон перед лицом всей общины». Становится понятным, что подразумевается под «чашей», которую
Нечестивый первосвященник дал испить Учителю.415 «Нечестивый пер¬
восвященник» - это, очевидно, Гиркан II в период первого понтифика¬
та - он единственный, кто дважды был призван к своему сану, и един¬
ственный, кто попал в плен (при том не к римлянам и не во время воен¬
ных действий), где встретился с «жалящими его» и т. д.416 [...] Не исключено, что Дамасский документ был написан раньше, а хро¬
нологическая схема - результат более поздней редактуры (замечатель¬
но, что она дана по частям), но тогда и некоторые другие положения это¬
го документа, которые наиболее близки к Комментариям по трактовке
роли Учителя, тоже должны быть отнесены к периоду после 37 г. до н. э.
В принципе, не исключено, что уход общины «в страну Дамаска» про¬
изошел до 37 г., скажем, после 63 г. до н. э. Что община ушла из Кумра-
на, и при Ироде евионим в Иудее не было (или оставалась небольшая
их часть) - подтверждается историческими и археологическими данны¬
ми.417 Структурно община Дамасского документа - община Израиля, как
она описана в тексте «Двух колонок». Это позволяет предполагать на¬
личие такого типа общин в районах диаспоры,418 а одним из центров
кумранского движения и затем раннего христианства была Сирия. Не¬
сомненно, что контакты ессеев с Сирией были постоянными.419 Но из
этого вытекает как возможность переселения общины из Иудеи в «стра¬
ну Дамаска» в экстремальной ситуации 37 г. до н. э. (или сразу после 415 [lQpHab 11.2-15]. 416 [lQpHab 9.9-12. Подробнее см. A.Dupont-Sommer. Les ecrits esseniens
decouvertspiesde laMerMoite,c. 362-363 идр.; К. Elliger. Studicn zum Habakkuk-
Kommentar vom Toten Meer. Tubingen, 1953, c. 270-273.] 417 См. результаты раскопок Хирбет-Кумрана и Айн-Фешхи [Амусин. Кумран-
ская община, с. 27]. 418 А что община Дамасского документа была в диаспоре, это несомненно,
см. предписания о торговле с язычниками [CD 13.14-16]. 419 Ср. также общину терапевтов в Египте - это была община кумранского ти¬
па, община yahad. [См. Елизарова. Община терапевтов].