Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона

Зубер-Яникум Н.Е. Основные этапы формирования мессианско-эсхатологического культа Учителя праведности от Кумрана до новозаветного канона: Рукописи. -СПб.: Алетейя, 2002

Книга рукописей ленинградского историка, одного из пионеров отечественной кумранистики Η. Е. Зубер-Яникум (1925-1996) содержит очерк теории возникновения христианства. В книге рассмотрена эволюция статуса мессии и параллельное изменение статуса эсхатологической общины от Устава yahad (IQ S) до канонических Евангелий. В качестве приложения помещена не публиковавшаяся ранее статья: Н.Е.Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161). Книга рассчитана на историков, занимающихся кумранскими рукописями и возникновением христианства.

Содержание

Предисловие

ВВЕДЕНИЕ

КУМРАНСКИЕ РУКОПИСИ

ДИДАХЕ

ПОСЛАНИЯ АПОСТОЛОВ И АПОКРИФИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

КАНОНИЧЕСКИЕ ЕВАНГЕЛИЯ

ХРИСТИАНСТВО И ИСЛАМ

ПРИЛОЖЕНИЕ. Η. Е. Зубер, А. Е. Грузов. К вопросу о датировке кумранского фрагмента Комментария на книгу пророка Исайи (4Q 161)

Сокращения

Литература

Указатель источников

OCR
101 есть это 74-75 г. до н.э., и этот период поразительно соответствует ар¬
хеологическим данным о времени образования и существования кум-
ранской общины до эмиграции из Иудеи в «страну Дамаска» при Иро¬
де. Сама эта хронологическая схема оказывается тождественна истори¬
ческой хронологии: 100 лет до 37 г. - это 30-е гг. II в. до и. э.; отнимем
время деятельности Учителя (20 лет), получим примерно 110 г. - время
основания кумранской общины по археологическим данным.408 Косвен¬
ное подтверждение того, что в 37 г. до и. э. ждали мессию (ждали ис¬
полнения пророчества книги Даниила), содержится в древнерусском
тексте Иосифа Флавия.409 Другим косвенным подтверждением служит текст Мишмарот,410 где
сохранились фрагменты, позволяющие предположить, что смерть Учи¬
теля произошла при царице Саломее, в первый понтификат Гиркана II
(в отрывке упоминается и имя Эмилия Скавра), что соответствует и тек¬
сту Талмуда,411 где сказано, что Учитель был современником Ианная и
эмигрировал в Александрию, а после смерти Ианная в 76 г. до и. э., при
царице Саломее, Бен-Шаттах через рабби Перахью пригласил его вер¬
нуться в Иерусалим (в Талмуде есть и другие упоминания о том, что он
был в Египте412). Во всех этих отрывках Учитель назван Иисусом, а в
некоторых - Назореем. Этому соответствуют и данные Комментария к Хаваккуку, где гово¬
рится о «доме Авессалома»,413 если правильно предположение, что речь
идет о «доме отца Саломеи», то есть о царствующем доме Хасмонеев.
Только в том случае, если Учитель был приглашен вернуться из эмиг¬
рации Бен-Шаттахом, братом царицы и фактическим руководителем ее
правительства, проводником «нового курса», направленного против [ме¬
роприятий покойного] Ианная,414 все сведения оказываются согласован- 408 [См. Амусин. Кумранская община, с. 19.] 409 [См. стр. 394.] 410 [4Q 323-324]. 411 [bSanh,107b]. 412 См. также Евангелие от Матфея: «Из Египта воззвал Я Сына Моего» - ци¬
тата из Осии [11.1]; см. бегство в Египет [Мф.2.13-15; ср. Евангелие евреев:
«Из Египта призвал Я Сына Моего, и потому Он должен называться назоре¬
ем» (Hieron., De Vir. III. 3).] 413 [lQpHab 5.9]. [См. bSanh,107b]. 414