Рассказы о деревьях Крыма

Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки. 2-е изд., доп. -Симферополь: Таврия, 1984. -224 с., ил.

В книге кандидата биологических наук Л. Н. Згуровской собран интересный материал о растущих в Крыму деревьях и кустарниках, рассказывается об их биологических особенностях, о роли растений в жизни наших предков и современников, о необходимости бережного отношения к зеленому другу, приводятся редкие историко-этнографические сведения. Настоящее, второе, издание дополнено очерком о березе.

Содержание
OCR
роще. Говорят, что, будучи на одном из островов в Карелии, Петр I
поинтересовался у старожилов, почему здесь такие стройные, приго¬
жие ели. Что было на уме монарха, никто не знает. То ли просто
полюбопытствовал, то ли прикинул: сгодились бы красавицы для
флота российского. Крестьяне, зная за государем крепкую практиче¬
скую сметку, тут же ответили, что остров их святой, ели — тоже, и кто
поднимет на них руку, будет наказан богом. Ясно, что Петр не был бы
Петром, если бы тут же не потребовал топор и не подступился к бли¬
жайшей из елей. Махал, махал топором, а на дереве даже царапины
не заметно. Отступился Петр, уехал и вскоре серьезно заболел. Вы¬
здоровел лишь после того, как дал искупительный обет, чем доста¬
вил большое удовольствие крестьянам, сказавшим Петру: «Хоть ты
и великий царь-государь, да наша земля тебе не подвластна, токмо
единому богу». В заключение о светлом и всеми любимом празднике — встрече
Нового года. Обычай этот позаимствован русскими у немцев. Воин¬
ственные германцы верили, что в ели живет могучий «дух леса», что
в ней поселяются души умерших предков, которые могут защитить
от болезней, даровать победу в войнах и обеспечить хороший урожай.
Для того чтобы задобрить предков и «духа леса», люди развешивали
на еловых лапах жертвенные подношения (убитых животных, укра¬
шения). Все кончалось ритуальными плясками, заклинаниями и сжига¬
нием одного из деревьев. Пепел собирали и хранили до весны. Потом
его разбрасывали на полях. Долго этот праздник был общественным,
но постепенно превратился в семейный. Сначала в дом приносили ело¬
вые ветви, постепенно их заменили срубленными деревцами. В Россию
обычай празднования новогодней елки привез Петр I в 1700 г. В настоящее время символом Нового года ель служит не везде.
Все определяется сложившимися традициями и тем, располагает ли
страна доморощенными елями. Во Франции, например, ель заменяют
вечнозеленым падубом, в Ливане — молоденькими кедрами, кое-где —
можжевельником, тсугой, пихтой, туей. В Крыму в предновогодние
дни на улицах поселков и городов торгуют молодыми соснами, кото¬
рые вырубают в посадках для того, чтобы осветлить их, и которыми
крымчане издавна заменяют очень дефицитные на юге ели.