Рассказы о деревьях Крыма

Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки. 2-е изд., доп. -Симферополь: Таврия, 1984. -224 с., ил.

В книге кандидата биологических наук Л. Н. Згуровской собран интересный материал о растущих в Крыму деревьях и кустарниках, рассказывается об их биологических особенностях, о роли растений в жизни наших предков и современников, о необходимости бережного отношения к зеленому другу, приводятся редкие историко-этнографические сведения. Настоящее, второе, издание дополнено очерком о березе.

Содержание
OCR
фору. Целебен и запах елей. Французский ученый П. Ровести, изуча¬
ющий действие запахов на организм человека, относит ель к психо¬
стимуляторам. Первое печатное сообщение об исцеляющих возможностях ели
появилось в нашей стране в 1780 г., когда А. Т. Болотов опубликовал
статью «О составлении пластыря, удобного для лечения всяких ран». В том случае, если больной, несмотря на усилия окружающих,
все-таки покидал земную юдоль, и на кладбище его сопровождала
ель. Она так же широко использовалась в погребальных обрядах севе¬
рян, как кипарис на юге Европы. Надо сказать, что за елью с давних
времен закрепилось мнение, как о дереве, навевающем печаль, безы¬
сходную грусть и мысли о смерти. Обычное русское название еловых
лесов — «чернолесье» или «темнолесье». Считалось, что в таких лесах
обитают лешие, баба-яга и вся остальная, враждебная человеку не¬
чисть. Поэтому в сознании людей сложились мрачные традиционные
образы, они нашли отражение и в литературе. Возьмите хотя бы дав¬
нее русское присловье: «В сосновом лесу молиться, в березовом — ве¬
селиться, в еловом — давиться». А вот ель в стихах И. А. Бунина: В сугробах стынут траурные ели. Еще свежо, но улеглась метель, Белеет снега мшистая постель. И ель у латышской писательницы Мирдзы Кемпе: «...завидев ель,
я безмолвствую. Остроконечное, темно-зеленое пламя! От твоей хвои
исходит святость смерти и жизни». Однако в обрядовой символике и традициях ель олицетворяет не
только печаль и грусть. Есть у нее и другие обязанности, повеселее.
В Прикарпатье, например, встречая гостей, хозяин и хозяйка одари¬
вают их трогательными сувенирами — крошечной веточкой ели — в
память о стране знаменитых карпатских елей-смерек. В Латвии воро¬
та дома невесты украшают еловым лапником, желая тем самым буду¬
щей женщине долголетия и постоянства в любви. В Скандинавии во
время празднования дня середины лета полы в домах покрывают ело¬
вым лапником. Священным деревом ель считалась у многих народов, в том числе
и у русских. Существует интересное предание о священной еловой 193