Рассказы о деревьях Крыма

Рассказы о деревьях Крыма: Краеведческие очерки. 2-е изд., доп. -Симферополь: Таврия, 1984. -224 с., ил.

В книге кандидата биологических наук Л. Н. Згуровской собран интересный материал о растущих в Крыму деревьях и кустарниках, рассказывается об их биологических особенностях, о роли растений в жизни наших предков и современников, о необходимости бережного отношения к зеленому другу, приводятся редкие историко-этнографические сведения. Настоящее, второе, издание дополнено очерком о березе.

Содержание
OCR
Так, у эвенков в свадебном обряде мужчинам-сватам полагаются ри¬
туальные кедровые посохи, женщинам-сватьям — только березовые.
Невеста в дом жениха тоже следует с березовым посошком. У рус¬
ских береза веками уподоблялась прекрасной девушке, и по весне это
деревце «убиралось» лентами и бусами. Женщины водили вокруг хо¬
роводы, «сестрились», «кумились». Ветка березы, посланная со сва¬
хой в дом жениха в качестве ответа, означала согласие девушки. У камчадалов, манси, бурят, марийцев и некоторых других наро¬
дов береза считалась священным, «расположенным» к людям дере¬
вом, и потому к березе обращались с просьбами, молились ей, прино¬
сили жертвы. Целесообразность молитв и жертвоприношений можно
поставить под сомнение, а вот расположение к людскому роду вряд ли.
На удивление щедрое, универсально служащее человеку дерево. Одна
древесина чего стоила. Из нее посуда и ложки, жернова и корыта, гре¬
бешки и лопаты, грабли и телеги, сани и прялки, бочки и столешни¬
цы, игрушки и отличные березовые дрова — «березовый швырок». О бересте — коре березы — особая речь. В народе о ней говори¬
ли: «Ан, берёсто не так просто». Все поделки из нее отличались лег¬
костью, долговечностью и красотой. Чего только не мастерили из бе¬
ресты. Поплавки, ведра, подойники, подстилки, короба, заплечники-
набирушки, пастушьи трубы и дудки, футляры для инструментов,
берестяные «ковры» от дождя, табакерки, солонки, корзиночки-кру-
жонки, кубышки для хранения муки, меда, красной и черной икры.
Из берестяных лент плели веревки, канаты, пояса. Берестой оплета¬
ли треснувшие «дряхлые» кувшины, горшки, миски. Это называлось
«берестить», а чиненная посуда — «берещёной». Такой берещённый
в XVI в. глиняный кувшин нашли советские археологи при раскопках
на реке Яузе. Многие изделия из бересты украшались рисунками и
резьбой, чем особенно славилась Шемогодская прорезная береста. Рабо¬
тали ножом и особыми палочками, на концах которых крепились выби¬
ваемые в бересте узоры и фигурки. Если береста использовалась в
качестве писчей «бумаги», буквы на ней процарапывались медным или
костяным «писалом». Обнаруженные при археологических раскопках
берестяные грамоты, послания, рисунки обогатили отечественную исто¬
рию ценнейшими документами. Для берестяных грамот и мелких поделок кору снимали, не под- 148