Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
обряда. Так, например, в изданиях требников 1638 года, в обрядах крещения и
бракосочетания, было изменено число возгласов и молитв; были введены изменения
в обрядах освящения воды и миропомазания; напечатаны новые службы
Нового года; созданы новые службы перекрещивания выходцев из Западной Руси и
сделаны многочисленные текстологические и обрядовые изменения56. Кроме того,
при издании Требника к нему уже был прибавлен "Номоканон", составленный
Захарием Копыстенским, видным южнорусским богословом того века,
предназначенный стать справочником для духовенства по каноническим и
богословским вопросам.
Из книг педагогического значения в эти десятилетия были изданы
многочисленные учебные псалтыри, по которым тогда учили грамоте русских учеников, а
в 1648 году была издана первая напечатанная в Москве русская грамматика Ме-
летия Смотрицкого. Эта работа стала настольной книгой русских педагогов
более чем на целое столетие. Издание "Номоканона" Захария Копыстенского,
"Грамматики" Мелетия Смотрицкого и ряда других книг, как, например,
"Книга о вере" и "Кириллова Книга", показывало, что московские реформаторы не
боялись пользоваться работами православных богословов из Белой и Малой
Руси-Украины. Они даже не отвергли произведений таких писателей, как Меле-
тий Смотрицкий, который незадолго до издания его книги в Москве перешел в
католичество и боролся против православия в русских областях Польши.
Правда, и "Номоканон" и "Грамматика" подверглись в Москве некоторой
переработке, но ввиду разницы, создавшейся к этому времени в восточнорусском,
московском и западнорусском, белорусском и украинском литературных языках и в
церковных обрядах, такая переработка была совершенно неизбежной.
Издание школьных пособий отразилось на росте грамотности и
начального образования в Московской Руси, которая, по сохранившимся по тому
времени данным, получила значительно большее распространение, чем это думают. По
интересным подсчетам Соболевского, во второй половине XVII века белое
духовенство было уже поголовно грамотно, хотя за столетие до этого Стоглавый
собор еще сетовал на наличие малограмотных и неграмотных священников и
дьяконов. Среди монашества число грамотных было ниже, но тоже достигало 75
процентов; близка к ним была грамотность и дворян, колебавшаяся от 65 до 78
процентов на сто душ мужского пола. Среди купечества, наоборот, грамотность
была выше и колебалась от 75 до 96 процентов. Среди посадских число
грамотных на сто человек мужчин было от 16 до 43, а среди крестьян колебалась
около 15 процентов57. Новые подсчеты С.К.Богоявленского показывают, что среди
низших классов населения в 1670— 1680-х годах грамотность была даже
несколько выше и достигала 23—52 процентов на сто душ мужского взрослого
населения в зависимости от областей и социальных групп58. Большие тиражи изданий —
так, например, за вторую половину XVII века было издано более 300 000
экземпляров букварей и 150 000 Учительных Псалтырей и Часословов —и дешевизна
книг — буквари продавались по одной копейке за книгу — несомненно,
способствовали распространению грамоты. С каким интересом население относилось
56 Голубцов А.П. Указ. соч. С. 111 — 117; Николаевский П.Ф. Московский печатный двор //
Христианское чтение. 1890. Т. II. С. 457.
57 Соболевский А. И. Образованность Московской Руси в XV—XVII вв. СПб., 1894. С. 5—12 (Все
данные Соболевского относятся только к мужскому населению).
58 Очерки истории СССР. Т. 5 (Период феодализма. XVII век). С. 555—556.
98