Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
помощи мирян и хотят не только их учить, а со смирением и слезами просят их
спасаться, спасать и учить других мирян. А затем уж они начинают требовать и
помощи епископата в этом трудном походе за души русских людей, за спасение
последнего православного царства.
Выступление нижегородской группы священников было главным
проявлением недовольства белого духовенства безразличным отношением иерархии к
своим обязанностям и призывом к епископату принять радикальные меры против
как безнравственности и пьянства среди мирян и клира, так и беспорядка во
время богослужения. Но помимо нижегородцев, выступают и другие
представители духовенства — волна движения за моральное оздоровление церкви и
введение единогласия постепенно расширяется, и иерархам все еще приходится
считаться с выступлениями низшего духовенства. В Суздале некий священник
Агафоник обращается к местному архиепископу Серапиону с обширным
посланием, в котором он также настаивает на переходе к единогласию, считая, что
беспорядочное богослужение является одной из главных причин нравственного и
духовного упадка церкви44. Серапион, который тоже старался навести порядок в
своей епархии, так же, как и патриарх, сочувственно отозвался на призыв Агафо-
ника и 30 мая 1642 года разослал пастырское послание, в котором требовал,
чтобы служба велась не больше, чем двумя голосами, например священником и
хором, и сурово требовал от духовенства более нравственной жизни. Он особенно
строго осуждал духовенство за пристрастие к крепким напиткам. Помимо этого
он требует от священников, чтобы они больше обращали внимания на
нравственность прихожан и боролись с их распущенным поведением. Несколько вне этой
церковной и нравственной программы стоит совет епископа священникам
следить за справедливым распределением налогов, но и это замечание вполне
гармонирует с социальными мотивами проповеди и дела Неронова.
Значительно более резко по тону, чем челобитные нижегородцев и Агафо-
ника, было послание неизвестного клирика к тому же патриарху Иоасафу,
которому уже писали Неронов и его друзья. В своей челобитной этот клирик
решительно требует от патриарха скорейшего прекращения практики многогласия. Он
заявляет, что многие представители церкви являются духовенством только по
одежде и что на самом деле они не учителя паствы, а "волки" церковные. Он
пишет, что эти духовные лица могут почитаться за священников только потому, что
они были рукоположены в духовный сан, а на самом деле они просто мучители
христиан. По его наблюдениям, во время богослужения священники думают
главным образом о том, как бы поскорее окончить службу, и в результате их
"небрежения" и спешки посещение церкви ничего не дает прихожанам. Этот аноним
не довольствуется критикой приходского духовенства, но так же резко
выступает против монахов и епископов. Он говорит, что руководители монастырей
забыли заповеди Христовы и настоятели обителей нередко просто грабят
Христовы святыни. Вспоминая деятельность великих вождей русской церкви XIV и
XV веков, митрополитов Алексея и Иону, он ставит их в пример нынешним
епископам и обвиняет епископат в полной неподготовленности к своей роли. По
44 Точная дата выступления Агафоника неизвестна, но, судя по пастырскому посланию
епископа Серапиона, видимо, явившемуся ответом на обращение Агафоника, оно, видимо, имело
место в 1641 или 1642 году. Серапион был епископом суздальским с 1634 по 1653 год. См.: Богословский
вестник. 1908. Т. 1. С. 305—306; Преображенский A.B. Вопрос о единогласном пении в Русской
церкви XVII века. СПб., 1904. С. 53-63 (ПДПИ. T. CLV).
94