Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
7. Протопопы выступают
Протопопы и священники начинают свою "Память"-челобитную с указания
на царящие в храмах "мятеж церковный и ложь христианскую", т. е. на
непорядки и несоблюдение духа веры. Далее они обвиняют само духовенство в "ленно-
сти и нерадении". По вине причта церквей, спешащего поскорее отбыть
богослужение, в церквах водворилось так называемое многогласие — одновременное
чтение молитв и пение песнопений членами клира и хором. "Говорят голосов в
пять-шесть и более, со всем небрежением, поскору". Вместо ясного и внятного
богослужения прихожане должны терпеть одновременное чтение разных
молитв, возглашения диакона, пение стихир хором. В результате никто не может
понять богослужения и прихожане не могут приобрести пользы душевной от
пребывания в храме. В самой церкви во время службы нередко происходит шум,
прихожане даже не считаются с тем, что идет церковная служба, ходят,
разговаривают, не слушают молитв и Евангелия. "Прокураты", т. е. призреваемые
церковью люди острят, обмениваются шутливыми замечаниями, спорят...
Ввиду того, что при многогласии и непорядке в храме прихожане не
получают никакого христианского воспитания, их нравственный и духовный уровень
остается очень низким, хотя они официально и числятся православными.
Нравственное состояние населения также очень печально —оно часто пьянствует,
предается разврату; ругань молодежи и стариков постоянно оскорбляет уши как
посторонних, так и самих же членов семьи, причем дети нередко относятся без
уважения к отцам и матерям и "бесстыдной, самой позорной нечистотой языки и
души оскверняют". По праздникам, вместо того чтобы проводить время
благочестиво, молодые и старики сходятся в толпы и устраивают между населением разных
деревень "бои кулачные великие... и многие в тех играх без покаяния умирают".
Не менее строго относились нижегородские священники к пережиткам
язычества в народе, в поддержании которых они обвиняют скоморохов. Например,
на четверг после Пасхи "собираются девицы и жены под березы в приносят, яко
жертвы, пироги и каши и яичницы, и, поклоняясь березкам, ходят, распевая
сатанинские песни и всплескивают руками". В день св. Духа они плетут венки из
березы и возлагают их себе на головы, а на Рождество и в день Иоанна
Предтечи устраивают костры и "всю ночь до солнечного восхода играют, и через те
огни скачут жонки и девки". Скоморохи постоянно способствуют и этому
безнравственному поведению населения, и пережиткам язычества, участвуя в этих
празднествах. Сами они, скоморохи, ходят по городам и деревням с "медведями,
с плясовыми псицами... с позорными блудными орудиями; с бубнами и сурнами
и всякими сатанинскими прелестями". Во время их представлений население
пляшет, пьянствует и предается разврату. Эти скоморохи были одновременно и
артистами, и песенниками, и дрессировщиками медведей, собак и других
животных. Стараясь развеселить население и привлечь его внимание к своим
выступлениям, они нередко вводили в репертуар своей программы рассказы,
прибаутки, пословицы и шутки весьма сомнительного содержания. Антиаскетические и
антицерковные мотивы пользовались успехом у населения, часто не
уважавшего своих духовных отцов, и нередко в шутках в песнях скоморохов можно было
услышать высмеивание духовенства и церкви. Проповедь Неронова и тех из его
последователей, которые выступали против скоморохов, еще больше обостряли
их нелюбовь к духовенству. Пользуясь поддержкой любивших развлечения
богатых людей и представителей администрации, скоморохи в результате фактически
делались проводниками антиклерикальных идей.
91