Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ
рола был гораздо ближе к Максиму Греку и Дионисию, чем к зараженной духом
секуляризирующего Ренессанса католической мысли начала XVI века. Но,
несмотря на свои искренние увлечения Иоанном Златоустом и Максимом Греком,
Дионисий не смог уже найти ни сил, ни подходящих обстоятельств для
возобновления своей проповеди христианского возрождения страны, как это сделали Иоанн
Златоуст и Савонарола. Конечно, этому больше всего помешал арест и тюремное
заключение самого престарелого архимандрита в 1618—1619 годах, когда он был
обвинен в злоумышленном искажении богослужебных книг, проверка которых
была ему поручена царем и церковной властью. Сотоварищи Дионисия по
церковной иерархии и представители епископата, забывшие заслуги архимандрита
в годы Смуты и, вероятно, раздраженные его мягкостью с людьми, его душевной
красотой и стойкостью в делах веры, обвинили его в еретическом обращении с
богослужебными молитвенными текстами. Дионисий был отдан под церковный
суд и приговорен к заключению, в котором он находился в исключительно
тяжелых условиях. Он был выпущен на свободу только в 1619 году, когда за него
заступился вернувшийся из польского плена отец царя Михаила митрополит Филарет,
вскоре ставший патриархом6. Но если Дионисию не судьба была стать
реформатором русской церкви и начать проповедь церковного возрождения, то зато она
дала ему достойного ученика, который нашел в себе достаточно сил и смелости,
чтобы взяться за это трудное дело. Этим учеником, которому Дионисий показал
путь, намеченный ранее Иоанном Златоустом, оказался молодой вологодский
уроженец, который, бежав от собственных врагов и преследователей, нашел приют
в Троице-Сергиевой лавре. Иван Неронов, как звали этого молодого вологодца,
вскоре начал самое большое в русской истории религиозное движение.
Результаты этого движения, построенного на учении Иоанна Златоуста и Максима
Грека, а также на примере самого Дионисия и, может быть, Иеронима Савонаролы,
сказались на всем дальнейшем развитии русской истории.
Монахи знаменитой Троице-Сергиевой лавры видели на своем веку немало
усердных богомольцев, но, видимо, молитва молодого странника-псаломщика,
пришедшего сюда в начале 1620-х годов, была особенно горяча, чем и
привлекла их особое внимание. Один из монахов был особенно поражен искренностью
и напряженностью этой глубокой, сопровождаемой слезами молитвы,
сжалился над молодым псаломщиком, расспросил о его горестях и о причине слез и
пустил переночевать в монастырь. На следующий день он отвел его к самому
настоятелю, архимандриту Дионисию. Молодой Иван Неронов, так звали этого
псаломщика, видимо, произвел на архимандрита тоже очень хорошее
впечатление. Дионисий взял его под свое покровительство, "повеле пребывати в своей
келий"7 и сделал его своим служкой. По данным его жития, Неронов родился
приблизительно в 1590 году в небольшом скиту св. Спаса "на Лому", в "шестидесяти
поприщах" от северорусского города Вологды. В те времена эта часть России
называлась Заволжьем и с конца XIV века была известна своими монастырями и
скитами, основанными выходцами из монастыря Святой Троицы, нынешней
Троице-Сергиевой лавры, основанной преподобным Сергием Радонежским. В течение
6 Скворцов Д.И. Указ. соч. С. 64.
7 Житие Григория Неронова // Материалы для истории раскола за первое время его
существования / Под ред. Н.И.Субботина. Т. I. M., 1875. С. 253. Ранние годы о. Неронова известны почти
исключительно по этому житию.
78