Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО МИРА
призывал сейм и папу произвести реформы в церкви. Его преемники, Генрих
Французский и Стефан Баторий, относятся к религиозной борьбе не более
активно, чем Сигизмунд Август, и только тогда, когда на польский престол вступил
шведский принц Сигизмунд Ваза (1586—1632), хорошо известный под именем Си-
гизмунда III как организатор католическо-польской интервенции на Руси в
годы Смутного времени, польско-литовское правительство начинает поддерживать
контрреформацию.
Успехи католической реакции были не менее быстрыми и эффектными, чем
недавние действия протестантов. В лице блестящего проповедника и
организатора Петра Скарги католичество Польши и Литвы нашло умного и упорного
вождя. В это же время иезуиты, появившиеся с 1569 года в Литве, дали кадры
борцов против протестантов и православных... Иезуитские школы и академии,
публичные диспуты и религиозные торжества очень быстро не только вернули
дворянство и аристократию в лоно римской церкви, но и значительно укрепили ее
авторитет в народе. Там, где не действовала проповедь и убеждения, применялись
давление и насилие. Результат во всяком случае, казалось, оправдывал средства,
и к концу XVII века протестантизм был почти разгромлен, а православие
сильно ослаблено. Если в 1570 году в так называемой Малой Польше, в южных
районах ее, от Кракова до Киева, протестанты располагали двумя тысячами церквей,
то к началу XVIII века их оставалось всего лишь восемь44. Особенно быстро
поддались влиянию иезуитских школ дворянство и аристократия, Можно сказать, что
в конце XVI и начале XVII века они так же быстро поддались влиянию
католических проповедников и отлично организованных иезуитских школ, как всего
лишь 50 лет назад они увлекались кальвинизмом, а затем арианством. Польские,
русские и литовские дворяне и аристократы подверглись в одинаковой степени
этому новому религиозному и интеллектуальному влиянию, но для русских
"панов" и дворян эта последовательная протестантизация, а затем и романизация
привели к отрыву от православия и его духовной традиции, что было равносильно
потере национального лица и отрыву от православных народных масс. Новые
школы воспитывали молодежь не только в духе преданности латинской церкви,
но и в духе польской культуры и польской дворянской традиции.
Положение дворянства в Польше всегда было более привилегированным, чем
в Западной Руси. Когда Польша и Литва в 1569 году превратились в одно
государство, то русские и литовские дворяне сделали все возможное, чтобы в
русско-литовских землях ввести польские отношения между помещиками и крепостными
и добиться введения польских дворянских прав. Социальная и религиозная
полонизация русского дворянства привела к тому, что русское население Западного
Края осталось без национального руководства45. А вскоре примеру дворян
последовали и епископы православной церкви, которые завидовали
привилегированному положению католических епископов. Соблазненные и поставленные под дав-
44 Общий обзор отношений между Римом и Востоком см.: Vries W. Rom und die Patriarchen des
Ostens. Freiburg-München, 1963. S. 75—88, 103—131; Соколов И.И. Указ. соч. С. 275; Lukasiewicz J.
Geschichte der reformierten Kirche in Litauen. Leipzig, 1848. S. 11—34; Krasinski W. Zapis dzieow...,
300-308.
45 Викторовский П. Западно-русские дворянские фамилии, отпавшие от православия в конце
16 и в 17 веке //ТКДА, 1908. С. CXI, 16—17. Католическая версия истории унии компетентно, но
пристрастно изложена в кн.: Halecki О. From Florence to Brest // Sacrum Poloniae Millenium. Roma,
1958. V. P. 1957 и ел.
72