Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО МИРА
века — это жить по законам церкви, правильно пользуясь своими
возможностями и своими талантами. Имущие и сильные за неправильное использование
власти и богатства будут наказаны Господом. "О ненесытимии имением, — грозно
заканчивает он свое произведение, — научитеся добро творити. Видите общую
погибель смертную? Гонзите сих, да же и вас самех величавых тая же не постигнет
лютая смерть"32.
В этих обличениях легко найти традиционные социальные темы
древнерусских проповедников, церковных вождей, святых и публицистов. Уже в первых же
переводах с греческого, в древнюю киевскую эпоху, русские церковные ученые
интересовались социальными проблемами, и их любимым автором стал основатель
социально-христианской школы св. Иоанн Златоуст. В так называемом
"Изборнике 1073 года" можно найти немало рассуждений на эту тему, которая делается
неотъемлемой частью русского православия. Сострадание к бедному, осуждение
сильного, неправильно и не по-христиански пользующегося своим богатством,
можно найти и у св. Кирилла Белозерского, и у Иосифа Волоцкого, и у многих
других русских святых. Преп. Иосиф Волоцкий особенно часто призывает власть
и богатство имущих помогать несчастным и, требуя от них помощи церкви,
делает все что возможно для бедных. Недаром он называет церковное имущество
имуществом бедных, а в годы голода он продал все ценности своего монастыря,
чтобы помочь голодающим33. Он сам не только устраивал больницы, дома для стариков,
школы, но и требовал, чтобы то же делали и князья. В годы голода он настаивал
на введении твердых низких цен на хлеб и на другие виды продовольствия.
Социальная проблема стала еще более актуальной темой на Руси в XVI веке
во время царствования Василия III и в эпоху перемен в общественном строе при
Иване Грозном. Авторы самых разнообразных направлений, как, например,
Максим Грек, Вассиан Косой, боярин Федор Карпов, поп Сильвестр, Ермолай Еразм
и многие другие все более и более упорно говорили в середине этого века о
тяжких судьбах русского крестьянства, составлявшего в то время не менее 90—95
процентов населения страны.
В годы Смуты и народной катастрофы проблема помощи бедным стало
особенно резкой, и поэтому Дионисий, которого мы считаем автором упомянутого
обличительного труда, неустанно призывал всех помочь своим несчастным
братьям во Христе. Он не только призывал, но и помогал лично, организовывая
помощь населению, которое жило в районах его монастыря. Помощь больным и
голодным широко развилась в Троице-Сергиевой лавре. В этой работе Дионисий
был не одинок. Многие другие монастыри и частные лица исполнили свой долг
по отношению к своим бедным и нуждающимся братьям. Особенно известна
христианская социальная работа Юлиании Осоргиной, описанная в ее житии. В
годы голода при царе Борисе эта знатная помещица посвятила все свои средства
делу помощи бедным и лично ухаживала за больными, бедными и немощными. Она
так много работала для своих слуг и крестьян, что в конце концов надорвала
свои силы и умерла в год начала Смуты34. К сожалению, неизвестно, была ли эта
12 Там же. С. 279.
" Малинин В.Н. Указ. соч. Приложения. С. 144; Зеньковский С. Преп. Иосиф Волоцкий и
иосифляне. С. 28.
34 Житие Юлиании Лазаревской см.: Гудзий Н. Хрестоматия подревней русской литературе. М.,
1962. С. 335-351; ТОДРЛ. Т. 6.
68