Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Смута и ее преодоление
что избрание Годунова в цари было великим грехом. При этом он заявляет, что
никто не хочет нести ответственность за это ужасное, с его точки зрения, избрание.
Все прикрываются именем и волей Божией, говорит он и добавляет, что
избравшие "...глаголюще безумно: Богу так угодно, нам же что до сего?"27 За это Господь
наказал Русь — за... "безумное молчание" всего русского мира, за безразличие к
судьбам своего православного государства. Начались природные бедствия —
пошли ужасные дожди, все посевы погибли, начался голод. Но и этот голод многие
богатые люди использовали с целью личного обогащения. Многие
спекулировали на хлебе и других съестных припасах, и "прибыток восприемаху десятирицею
и вящи". Другие старались закупить голодающих в кабалу, и "многие человек в
неволю себе введше служиты"28. Безнравственные богачи пользовались голодом,
чтобы заставить молодых девушек и женщин пойти на путь разврата. Скупые
выгоняли из дому старых слуг, чтобы не делиться с ними припасами, и эти слуги и
крестьяне, которые "лето убо все тружаются, зиму же и главы не имеют, где под-
клонити"29.
Автор сурово анализирует политику Иоанна Грозного и Бориса Годунова и
указывает, что хотя Борис и пытался замолить свои грехи и помочь населению, но
эти старания не заслужили ему прощения Бога. Немало грехов было и у Ивана
Грозного. Главным его грехом автор "Истории" считает разгром Новгорода.
Одним из основных грехов всего населения России автор, каковым, видимо,
является, как указано выше, архимандрит Дионисий, считает пьянство. Он резко
выступает против кабаков и их содержателей, так как, по его мнению,
"корчемницы бо, пьянству и душегубству и блуду желатели". Возвращаясь к этой же
теме, он напоминает, что после убийства расстриги — первого самозванца — народ
московский от радости "дадеся пьянству", вместо того, чтобы служить молебны
благодарности за освобождение от поляков и их ставленника. Поэтому "воистинну
убо тогда вся Россия прогнева Господа Бога Вседержателя"30. Еще строже относится
он к лицам, забывшим свой долг перед церковью, и тем богачам, которые тратят
деньги на роскошь и разврат, пируют с блудницами, пользуясь "златокованными
и серебреными ковшами", в то время как церкви они дают "осиновые и
берестяные сосуды"31.
Но особенно настойчиво автор говорит о социальных грехах богатых людей,
которые угнетали низшие слои населения и бессмысленно копили деньги
вместо того, чтобы дать возможность воспользоваться их богатством "бедному люду"
..."Во всех градех во всей России велико торжество сребролюбное к бесом бы-
ваху", — скорбит он, описывая поведение бояр и богачей в царствование царя
Бориса. Он зовет имущих помогать тем, у кого ничего нет или только очень мало. Все
же автор "Истории" призывает не к перемене политического и социального
строя, а только к его улучшению в духе проповеди Христа. У каждого человека есть
свой долг, пишет он, свое место в обществе. Господин имеет право повелевать
слугам, но зато обязан заботиться о них; богатый ответствен за всех ему
подчиненных — холопов и крестьян. Но слуги и крестьяне, в свою очередь, обязаны знать
свое место и свой долг и выполнять его по совести. Самое же главное для чело-
27 Сказание Авраамия Палицына... С. 252.
28 Там же. С. 254.
29 Там же. С. 256.
30 Там же. С. 258, 264, 278.
31 Там же. С. 259.
5*
67