Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ
льющиеся беспрерывно на землю, опаляют растительность. Листья деревьев и
трав начинают желтеть, и не так давно цветущая степь резко изменяет свой облик,
становится неузнаваемой, грустной и поблекшей. В сердца людей вкрадывается
волнение и мучительная тревога за посевы хлебов: все усилия и труды могут быть
напрасными, гибель урожая означала разорение крестьянину.
В таких случаях по общепринятому традиционному обычаю верующие
устраивали крестный ход на поля и нивы. На простом крестьянском языке
говорили: "пойти потрудиться". Обычно всегда собиралось много народу, нередко
присоединялись жители соседних деревень, и вот большая колонна
нестройными рядами движется по дороге, а порой и просто по открытому полю. Несут
люди хоругви, св. иконы, главным образом запрестольные (образ Честного
Креста Господня, Нерукотворный образ Христа Спасителя, Божией Матери), а также
образа глубокочтимых в народе святых. Шествие это сопровождалось
духовным песнопением; хор пел св. молитвы, Величания всем праздникам
(Господским и Богородичным), всем святым и Божьим угодникам, псалмы и молебны.
Но молебны, главным образом исполнялись у реки или источника, где
совершалось малое освящение воды.
Нужно заметить, что никто не оставался равнодушным к этому
величественному шествию верующих; проезжий или прохожий останавливался и
благоговейно осенял себя крестным знамением, а иной проводит это шествие со слезой.
Когда проходили мимо новообрядческого храма, то новообрядцы приветствовали
крестный ход колокольным трезвоном.
Незабываемое впечатление осталось в памяти людей, принимавших участие
в крестных ходах: с момента выхода с иконами из храма колонну сопровождали,
беспрерывно кружась в небе, ласточки и другие пташки. Пением молитв славят
верующие Всевышнего Бога, а над головой не умолкая раздается переливчатое
пение птиц, они как бы совместно с людьми славят Творца Вселенной.
Трогательная и величественная картина! Духовным подъемом объяты верующие, сердца их
трепещут, из глаз бьются слезы покаяния, духовной радости и умиления.
После того как окончится освящение воды, священник окропляет водой
св. иконы, молящихся, ближайшее поле и посевы, а затем крестный ход
продолжает свой путь дальше. Хождение по полям иногда продолжалось несколько дней,
кроме того, посещались те деревни, где жили старообрядцы, и если была там
церковь, то совершалась вечерня и утреня, а наутро—Божественная Литургия.
После Богослужения крестный ход шел на Вознесенскую гору, где в честь
Вознесения Господня был воздвигнут восьмиконечный крест, и там совершался
молебен с водоосвящением. Часто бывало так, что молебен еще не окончен, а
небо начинает быстро покрываться тучами и на землю падают первые капли дождя.
Тогда иконы покрывались чем-либо и молебен продолжался, народ же, радуясь
милости Божьей, стоял, не прикрываясь, на дожде. После окончания молебна
радостные, благодаря Бога, люди расходились по домам.
В начале августа начинается уборка урожая, в это время на полях стоит
несмолкаемый шум жнеек, сноповязалок. Люди усиленно спешат убрать урожай
вовремя, забывая о своем отдыхе. Возможно, это самая горячая пора года, и часто
можно слышать до глубокой ночи шум и говор работающих людей.
С наступлением заморозков начинается молотьба; зерно ссыпают в амбары,
а лишнее сдают государству. В конце осени и в начале зимы люди
освобождаются от напряженного крестьянского труда.
674