Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
П. Шахматов. Покровка
По деревне не умолкая разносится звон колоколов. Это подростки
поочередно как бы разносят благую весть о Воскресшем Христе. Люди на время
удаляются от всех забот и трудностей повседневной жизни.
Основным занятием жителей Покровки было хлебопашество и
животноводство. Под посев обычно распахивались южные склоны холмов в подлесных
местах. В верстах семи или восьми от деревни строились так называемые заимки16,
иногда по несколько заимок вместе, обычно недалеко от реки или ручья.
Весной, во время посева хлебов, почти все мужское население, включая
детей от шестилетнего возраста, находилось на полях. Начиналась горячая пора
сева. Вставать приходилось рано, чтобы до жары успеть вспахать побольше, так как
в дневной зной работа замедлялась, рабочий скот быстро выматывался из сил, да
и на людей жара действовала страшно утомительно. Мальчишки-пристяжники17,
покачиваясь в седлах, засыпали, только сердитый оклик отцов на время
сбрасывал с них дремоту. В обеденный перерыв, когда взрослые отдыхали, за рабочим
скотом обычно досматривали подростки, младшие же бежали к воде купаться. Их
гулким шумом наполнялась окрестность, детский крик и радостный
безмятежный смех звучал не умолкая. Зов старших обрывал веселье, и мальчишки нехотя
разбегались по своим местам, принимаясь за свое дело.
Урожаи, несмотря на короткое лето, бывали хорошие, особенно урожайной
была пшеница, которой засевалась основная площадь пахотных земель.
В субботу после обеда все бросали работу и выезжали в деревню помыться в
бане, привести себя в порядок, чтобы вечером пойти ко всенощной в церковь.
Внутри церкви полумрак, лишь восковые свечи да лампады ярко мерцали
перед ликами святых. В храме торжественная тишина и спокойствие, горячей
молитвой верующие возлагают свои упования на милосердие и щедроты
Всеблагого Бога.
Наутро начиналась Божественная Литургия. В просторном храме мужчины,
одетые в русские рубахи, стояли по правую сторону, женщины же по левую. Хор,
состоящий преимущественно из мужчин, пел торжественно и проникновенно,
духовной радостью наполнялись сердца верующих, в храме люди смиряли свою
гордыню, душевные страсти и обретали душевное утешение.
Незаметно подходит сенокосная пора и начинается упорная, напряженная
работа. В короткий срок нужно запасти корм для скота на долгую и суровую зиму.
Уборка урожая сокращала эти сроки, а поэтому приходилось работать с раннего
утра до полной темноты, люди забывали о времени и отдыхе. Только когда
случались дожди, тогда вся работа останавливалась на полях; кое-кто принимался за
ремонт инвентаря, другие направлялись в лес за поспевающей ягодой. Ребятишки же
с удочками (если была поблизости река) располагались вдоль берега и подолгу
терпеливо ловили рыбу. В те годы леса были еще не тронуты хищнической рукой
человека и в реках водилось много разной рыбы. Изредка бывали случаи, когда в
нужный момент созревания хлебов подолгу не бывало дождей. Устанавливаются
томительные жаркие дни, какие бывают обычно во время знойной засухи. В
такие дни на небе ни облачка, багровое солнце нещадно печет и его горячие лучи,
16 Заимка — занятый кем-либо земельный участок, по праву первого владения, и построенная
на нем небольшая избушка, служащая базой во время посева и уборки хлебов.— Прим. журнала
"Церковь ".
17 Пристяжник — подросток, управляющий лошадьми, запряженными в соху.— Прим. журнала
"Церковь ".
43-2107
673