Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
П. Шахматов. Покровка
ности без каких-либо средств и помощи. Только глубокая вера в Бога
воодушевляла их; для них высшим идеалом была и осталась вера отцов—вера
православная. В горячем и искреннем исповедании веры черпали они духовные силы,
столь необходимые для борьбы за свое существование. Вера в Бога выводила их
из суеты земной жизни и открывала путь к пониманию вечных благ, указывала и
определяла истинное назначение человеческого бытия. Для поклонения и
прославления Господа Бога за Его милосердие к грешным людям нужна и внешняя
сторона богослужения, а именно — храм Божий. В полном сознании всего
этого, лишь только закрепившись на жительство вдоль берега реки, верующие
первым долгом принялись за постройку храма. Было сделано обращение через
протоиерея о. Иоанна Шадрина к епископу Афанасию Иркутско-Амурскому13 за
благословением на открытие прихода, таковое вскоре было получено, и
постройка храма началась. (Позднее старообрядческие приходы в Трех-Речье вошли в
состав Белокриницкой митрополии14.) После окончания постройки храма в 1932
году, правящим архиереем епископом Афанасием был назначен настоятелем храма
о. Иоанн Старосадчев, который прибыл в Трех-Речье из г. Харбина15.
В постройке храма участвовали также и жители других деревень Трех-Речья,
их щедрые пожертвования помогли жителям Покровки быстро выстроить
бревенчатый просторный храм в центре деревни на самом высоком месте. Храм был
обнесен высоким дощатым забором, и вокруг него были рассажены разные деревья.
Наиболее активное участие в постройке храма принимали семьи: Чучалиных,
Чепурновых, Кудиных, Чистюниных, Шахматовых, Крупиных, Дулимовых,
Кабановых, Боковых, Савиных, Авдеевых, Жигалиных и многих других. Их
жертвенность и постоянная забота о храме указывали на сознание ими своего
христианского долга, и они с честью его выполняли.
После освящения храма о. Иоанном Старосадчевым регулярно совершались
богослужения до самого отъезда русских из Трех-Речья.
Часто обращали люди свои взоры в сторону родного края, и пред глазами
вставали картины далекого, родного, прекрасного и незабываемого прошлого.
Жестокая тоска сковывала сердце, тяжелый вздох вырывался из груди и крупные
горячие слезы падали на чужую землю. В храме Божьем люди находили себе
утешение, черпали духовные силы для преодоления жизненных испытаний и
томящей тоски по родине, к которой в сердцах их навечно осталась пламенная любовь.
При церковных богослужениях помогали священнику о. Иоанну Старосад-
чеву псаломщик Тимофей Димитриевич Чучалин, Чистюнин Меркурий
Семенович, Кабанов Феофан Кириллович, а позднее Леонид Васильевич Ширяев,
братья Георгий и Федор Прохоровы—сыновья священника о. Константина. Кроме
того, читали и пели в церкви подростки, обученные Л.В. Ширяевым. Много
было хороших, верующих людей, богобоязненных и добродетельных, их добрые
христианские дела служили и будут служить примером для грядущих поколений.
Особо хочется остановиться на одной доброй христианской семье, глубоко
почитаемой в старообрядческой среде. Это были супруги Ширяевы, Леонид
Васильевич и Мария Федосеевна. Истинно христианский образ жизни, незлобли-
вость, душевная доброта, смирение, готовность помочь любому и каждому; все
13 Рукоположен в архиереи в начале 1930-х, расстрелян 18 апреля 1938 г.
14 Т.е. перестали окормляться московской Архиепископией.
15 Ранее, с 1911 г. правящим архиереем был еп. Иосиф [(Антипин, 1853—после 1926)]
"Иркутский и всея Восточныя Сибири"— Прим. журнала "Церковь".
671