Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ
Ранней весной, как только начинает таять снег, мутные ручьи бурными
потоками устремляются в реку, она быстро наполняется, затем, вздувшись, с
грохотом разрывает свой зимний покров. Начинается ледоход. С шумом и треском
плывут льдины, громоздясь одна на другую и, раздробившись на части, исчезают в
пучине мутных вод. Иногда река выходит из берегов и, разливаясь, затопляет
окрестные луга и постройки жителей на низких местах. По берегам реки
виднеются лишь верхушки деревьев, пригибаемые сильным течением до самой воды.
Величественной и грозной бывает река в эту пору.
Не успеет еще последний снег сойти с полей, а природа уже начинает
оживать и просыпаться от долгого зимнего сна. Луга покрываются зеленью сочных
трав, и кое-где уже появляются первые полевые цветочки. Распускаются почки,
и деревья покрываются темно-зеленой листвой, начинают ярко цвести,
наполняя воздух благоуханием. И тут взору представляется неописуемая красота: река
на всем своем протяжении одевается в сказочный убор, покрываясь кудрявой
каймой цветущей черемухи и яблони.
В утреннюю пору, когда долина реки окутана густым туманом и ощущается
свежесть раннего легкого ветерка, в природе чувствуется какая-то особая
трогательная тишина и спокойствие. Не слышно еще звуков лесных обитателей, и
деревья не шумят своей листвой. Приятно и радостно в такую пору в лесу!
Природа дремлет, но уже вдали начинает белеть восток, звезды блекнут на
небе, а вскоре и совсем исчезают. Огненным пламенем загорается заря, и первые
лучи солнца устремляются на землю, засияв яркими красками на траве, покрытой
крупными каплями росы. Неудержимо льются горячие потоки света на
просыпающийся Божий мир. И вот уже все кругом зашевелилось, зашумело, запело.
Воздух наполняется пением и щебетанием птиц, в траве стрекочут кузнечики, и
разноцветные бабочки порхают над полями. Легко и привольно дышится в объятиях
этой таинственной, своеобразной, верной природы, и трудно представить иную,
более живописную картину раннего утра.
Если западная часть Трех-Речья представляет из себя луговую степь, то уже
в долине реки Илгачи она переходит в лесостепь, покрытую невысокими горами,
постепенно переходящими в предгорья Большого Хингана. Горы покрыты лесом,
главным образом березой, лиственницей и осиной. В степях и лесах водилось
много разных диких зверей: волков, лисиц, зайцев, изюбрей, диких коз и даже
иногда встречались медведи. По мере того, как увеличивалось население края, звери
все дальше и дальше уходили в леса и горы.
По левую сторону Илгачи была расположена деревня Покровка. Левый берег
реки довольно холмистый, возвышенный, вдоль него без особого порядка
разбросаны деревянные постройки жителей, в основном русских. Посередине деревни
проходила широкая проселочная дорога, при въезде она идет, извиваясь, низиной,
затем резко поднимается кверху. На самой вершине холма по левую сторону от
дороги стояла старообрядческая Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Старообрядческая община в Покровке была многочисленной, составляла
примерно половину всего населения деревни. Жителями Покровки являлись, главным
образом, выходцы из Забайкальского края, Западной Сибири и часть из
центральной России. Через жестокие страдания прошли эти люди, оставив позади
поруганную и многострадальную Родину, покинув своих родных и близких.
Нелегкой и сложной была жизнь первых поселенцев этого сурового
северного края. Напряженным трудом они вели борьбу за освоение пустынной мест-
670