Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ I Глава I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО МИРА
ствовали росту веры в исключительную исторически-церковную роль русского
народа. Видимо, к этому же периоду относится и широкое распространение учения
о Москве как о Третьем Риме. Как указывалось выше, до создания русского
патриархата как теории авторов "Белого Клобука", так и послания инока Филофея
имели распространение лишь в очень узком кругу высшей церковной иерархии
и письменников. Теперь же они делаются достоянием широких кругов русского
образованного общества и особенно духовенства. До настоящего времени
сохранилось более тридцати списков "Повести о Белом Клобуке", сделанных в самом
конце XVI и первой половине XVII века, что свидетельствует о весьма широкой
популярности этой историософской легенды. Число списков более раннего
периода совершенно ничтожно24. Позже "Повесть о Белом Клобуке" стала еще
более популярной среди русских людей. От второй половины XVII века сохранилось
уже более ста списков этой замечательной новгородской легенды. Помимо
списков "Повести о Белом Клобуке" по рукам русских людей конца XVI и XVII
веков ходило множество других рукописей и книг, утверждавших особое
благочестие и особую историческую миссию русского православного народа. Таким,
например, был "Стоглав" (постановления русского церковного собора 1551
года, на котором было постановлено, что русские церковные обряды правильнее всех
других), "Просветитель" Иосифа Волоцкого, списки с грамот об установлении
патриаршества, сборники русской литературы и знаний, известные под именем
"Четий Миней" и много других произведений московской письменности.
Величавое учение русского мессианства стало проникать в сознание широких кругов
русского народа.
К этому же времени, по всей вероятности, можно отнести и первые
упоминания о священном русском царстве в народных песнях, отражавших рост
самосознания простонародья. Например, в одном из самых древних поэтических
народных произведений, так называемом "Стихе о Голубиной Книге", встречаются
указания на вселенскую роль русского монарха. Сам стих сложился, по мнению
большинства исследователей, еще в эпоху Киевской Руси, но замечания о царе
скорее всего были внесены в него в XVI веке. В стихе говорится:
Наш царь над царями царь,
Светла Русь земля — всем землям мать.
Очень похожи на эти строчки и определения другой версии "Голубиной
Книги":
Почему Белый царь над царями царь?
Он принял царь веру хрещенную,
Хрещенную православную,
Он и верует единой Троице25.
24 Розов H.H. Указ. соч. С. 209-218.
25 Ляцкий Г.А. Духовные стихи. СПб., 1912. С. 188; Федотов Г.П. Стихи духовные. Париж, 1935.
С. 143, 18-19, 106-107.
64