Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
1. Русское мессианство
гиозный шовинизм, развившийся особенно резко после Стоглавого собора,
теория инока Филофея и "Повесть о Белом Клобуке" имели, видимо, очень малое
распространение среди русских книжников и государственных деятелей второй
половины XVI века, совсем не встречались в государственных актах и лишь
редко упоминались в литературе. Только в самом конце XVI века, когда по
инициативе Бориса Годунова русское правительство решило дать главе русской церкви
титул патриарха, московские идеологи вспомнили о "Третьем Риме" и
воспользовались писаниями новгородских и псковских создателей теории русского
мессианства. Их учение вводится в грамоты, связанные с созданием московского
патриархата. Во время торжеств поставления первого русского патриарха Иова, в 1589
году, константинопольский патриарх Иеремия, видимо, следуя тексту особого для
этого события созданного русского обряда, подтверждает: "...во всей
подсолнечной один благочестивый царь, а впредь, что Бог изволит". Этими словами он
как бы указывал, что во всей вселенной остался лишь один подлинно
христианский царь — царь Руси Федор Иоаннович. В грамоте того же патриарха Иеремии,
обращенной опять-таки к царю Федору по случаю создания самого института
русского патриархата, слова "Повести о Белом Клобуке" и послания псковского
инока Филофея обретают особо пышную форму:
"В тебе, благочестивый царе, пребывает Дух Святой... древний Рим пал апо-
линариевой ересью, а второй Рим — Константинополь — находится в обладании
внуков агарянских, безбожных турок. Твое же великое российское царство,
Третий Рим, превзошло всех благочестием и все благочестивые царства собрались
в твое единое, и ты один под небесами именуешься христианским царем во всей
вселенной"23.
Сохранившиеся воспоминания участников создания московского
патриархата и документы того времени не позволяют сомневаться в том, что эти фразы
были внесены в грамоту константинопольского патриарха самими московскими
редакторами этого документа. Правда, патриарха никто не заставлял
высказываться, что Третий Рим есть Рим последний... Но уже само упоминание, что Русь
своим благочестием превзошла все страны, было, несомненно, весьма нелестно
для самого патриарха когда-то гордой Византии. Только крайняя нужда в
деньгах и надежда, кстати сказать, вовсе не оправдавшаяся, что Иеремия сам станет
патриархом Третьего Рима, позволила московским дипломатам убедить его
подписать грамоту, столь неприятную как для его личного самолюбия, так и для
всех греков. В этом важном для поддержания престижа московского царства и
русской церкви вопросе русские оказались более ловкими дипломатами, чем сами
греки. Но как бы то ни было, какие бы личные и финансовые соображения ни
заставили патриарха Иеремию признать превосходство русского благочестия, он его
признал в официальном и исторически важном документе. Этим он дал
возможность московским церковникам и публицистам утверждать, что теория
превосходства русской церкви над другими была не только плодом русской гордой
национальной мысли, но и фактом, призванным главой всего православного
греческого Востока. Действительно, установление русского патриархата и
похвала русской церкви греческим патриархом произвели глубокое впечатление на
современное этим событиям русское общество и в значительной степени способ-
23 Макарий (Булгаков, митрополит). История русской церкви. Т. VI. С. 40; СГГД. Т. V. С. 192; ДАИ.
Т. U.C. 192.
63