Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
веры и святых Божиих церквей пожаловал бы великий Государь, Царь и великий
князь Алексей Михайлович, по их челобитию, и велел их принять под свою го-
сударскую высокую руку". Дальше медлить, не подрывая своего престижа,
Москва уже не могла. Да кроме того, воссоединение всех территорий бывшей
династии Рюрика, всех русских земель под скипетром Великого Князя Московского и
Всея Руси Государя было основным пунктом московской программы уже со
времен Ивана III. Когда Москва решила активно вмешаться в междоусобицу в
Малой Руси, то одновременно открылись еще более широкие перспективы. В
случае полного успеха и присоединения всех русских земель границы государства
приблизились бы к православным Балканам, к бывшим рубежам Византии.
Намечались возможности территориального контакта с православным Ближним
Востоком, появлялись надежды возглавить борьбу Православия с Исламом,
освобождения Царьграда.
Идеолог московского правительства и придворный пиит царя Алексея
Михайловича Симон Полоцкий отразил эти новые настроения в стихах по случаю
рождения Петра I:
Радость велию месяц май явил есть
Я ко нам царевич Петр яве ся родил есть
Вчера преславный Царьград от турок пленися,
Ныне избавление преславно явися.
Победитель прииде и хочет отомстити
Царствующий оный град ныне освободити.
О Константине граде, зело веселися.
И святая София Церква — просветися
Православный родися нам царевич,
Великий князь Московский Петр Алексеич...
В другой оде ("Орле Российском") тот же С. Полоцкий рекомендует
"белому орлу" (Польше) и "луне" (Турции) покориться орлу Российскому, который мог
бы взять их под свою защиту. Уже тогда намечался знаменитый "греческий про-
экт", получивший более точную формулировку при Екатерине II. Необходимо все
же отметить, что и здесь инициатива исходила не от Москвы, а от греческих
патриархов. Уже Иеремия, патриарх константинопольский, высказал царю свою
надежду, что "все благочестивыя царствия в Твое едино собрася и Ты, един под не-
бесем, Христианский Царь именуешися во всей вселенной".
Поэтому совсем не случайно начало реформы Никона совпало с
активизацией московской внешней политики.
Присоединять Малую и Белую Русь, находившиеся под юрисдикцией
константинопольского патриарха, и мечтать об объединении всех православных под
эгидой Государя Всея Руси можно было лишь при условии введения
общеправославного устава в Москве, того же обряда, который был привычен и в Киеве, и в
Царьграде. В 1653 г. начинается исправление книг и обрядов, а в 1654 г. Украина
"вошла под царя Восточнаго Православнаго".
Но главное — решившись перейти на путь имперской политики, московские
государственные люди отказываются от особенностей "Русской веры", от
государственной идеологии исключительной миссии Москвы, как хранительницы
Православия и носителя идеала христианского царства, от великорусского
национализма. Широко открывается возможность для западных ветвей русского
632