Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
8. Раскол и судьбы Империи
вого патриарха можно объяснить двояко. С одной стороны, он, видимо,
наслышался—от греческих иерархов, учившихся в Риме и приезжавших в Москву, от
киевских монахов, работавших с 1649 г. в Москве над переводами церковных книг,—
о положении католической иерархии вообще и римского первосвященника в
частности. С другой стороны, перед его глазами совсем недавно был пример
"великого государя патриарха" Филарета, который, как отец царя Михаила
Федоровича и как человек большого государственного ума, фактически руководил
государством. Но что было под стать государеву отцу, было не по плечу сыну
нижегородского крестьянина из мордвы. Забыл патриарх Никон, что и сам
патриарх Филарет действовал в церковных делах крайне осторожно и не позволял
себе принимать важные решения без обсуждения и освящения их собором, а тем
более нарушать установившиеся церковные порядки.
В канун Великого Поста 1653 г. патриарх Никон сделал распоряжение о
первых изменениях в богослужении и замене двуперстного крестного знамения
трехперстным. Единоличное решение о перемене устава, даже не объясненное в
самом распоряжении, вызвало самое решительное сопротивление бывших
сотрудников патриарха по движению "ревнителей благочестия". Устав, основа
церковного порядка и церковного благолепия, за которые они так боролись,
неожиданно менялся по личному произволу патриарха. Несочувственно встретил метод
действия патриарха Никона и двор государев. Патриарх Никон, принципиально
не отказываясь от реформ, решил временно на них не настаивать. Зато он
быстро и решительно расправился с оппозицией. В августе того же 1653 г. глава
оппозиции протопоп Иван Неронов, который еще в 1630-х гг. начал свою пламенную
проповедь христианского возрождения, был сослан на Крайний Север, протопоп
Аввакум — в Сибирь, другие протопопы — в глухие провинциальные города.
Освободившись от опасных оппозиционеров, патриарх Никон в 1654—
1656 гг. быстро провел ряд реформ, сближавших московский устав службы с
уставом греческой и других ближневосточных православных церквей. Книги,
имевшие разночтение с греческими, были исправлены по греческим оригиналам.
Московская Церковь отказалась от самобытности в церковном уставе,
подчинила себя общеправославному, вернее, греческому образцу, принятому
Константинопольской Вселенской патриархией.
Но сопротивление оппозиции, которая персонально и психологически
вышла из движения "ревнителей благочестия", сломлено не было. Сторонники
московского обряда как в самой столице, так и в лесах Севера и Сибири
продолжали в своих писаниях защищать московский двуперстный крест и московский
старый служебный устав. В своих выступлениях они продолжали борьбу с
исправлением книг и обряда.
В чем же заключалось основное разногласие между сторонниками и
противниками реформы? Сторонники реформы хотели исправить вкравшиеся за
многие столетия разночтения, хотели введения общеправославного обряда.
Противники не хотели изменять обряд, освященный молитвой и практикой поколений
мирян, духовенства, святых, всей Московской Руси, видя в нем неотъемлемую
часть всего русского православного уклада и мировоззрения. Когда в 1656 и
1666—1667 гг. их отлучали от церкви и предавали анафеме за приверженность к
старым книгам и обрядам, то они не без основания спрашивали: а как же
получается со святителями московскими, крестившимися двуперстным крестным
знамением и певшими по-старому "аллилуйя"? Заслужили ли и эти святители ана-
629