Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
2. Многим, особенно вожакам, льстит общее уважение; когда они делаются
коневодами—их все уважают, они имеют возможность делать по-своему—то есть
получают силу и власть.
3. Сам Рязанов — отличный организатор и совершенно очаровательный
человек.
4. Организация старообрядцев и Рязанов дают своим одноверцам защиту и
покровительство от начальства и церковных властей господствующей церкви.
5. Малочисленность своего духовенства и церквей заставляет старообрядцев
концентрироваться в большие общины, позволяющие дать своим членам
церковную службу и духовное утешение305.
К этому следует прибавить, что, с одной стороны, длительные
преследования и, с другой, защита, которой старообрядцы пользовались за заводах,
заставили ценить их заводскую организацию; они знали важность связей и больших
средств, чтобы иметь возможность откупиться от преследований и найти
защиту от властей. Единство веры вело к концентрации усилий и средств.
"Многие делались старообрядцами, обольщаясь сильным покровительством или
другими выгодами"306. Переход в старую веру был нередко переходом в крепкое,
богатое, дружно спаянное общество, дававшее среду, помощь, работу, связи,
возможности кредита и отличные способы информации и сообщений. "Когда же
к преимуществам состояния в расколе присоединялся подлинный интерес к
старой вере, умело возбужденный староверческими наставниками и
духовенством, представление, что старый обряд—это обряд не той церкви, в которую
ходит европеизированный барин и чиновник, а (обряд—СЗ.) своей, народной,
бородатого мужика, то переход в раскол делался психологически очень легким и
простым. К этому еще иногда прибавлялось и давление со стороны купца,
заводского начальника, или мастера... и чувство, что присоединясь к древлему
православию неофит найдет не только душевное удовлетворение, но и постоянную
поддержку своей среды, одетой в такого же покроя кафтан и рубаху"307. Успех
раскольничьей пропаганды стал особенно заметен на Урале в годы "правления"
Рязанова, и в Пермской губернии в 1820-х гг. старообрядческие пропагандисты
совращали в свою секту целые селения и заставляли опасаться, что
православные церкви совсем запустеют308.
Но не только простые рабочие и мужики подчинялись авторитету
старообрядческих заводских администраторов и миллионеров. Правительственным
агентам на местах и даже губернаторам нередко приходилось считаться с
руководителями екатеринбургской общины. Им нередко удавалось проводить на
мелкие административные посты своих открытых или скрытых сторонников, и в
ряде уральских уездов, например в Щедринском и Калмышевском, и в городах
Пермии Екатеринбурге головы, бургомистры, писари и судейские чиновники
были старообрядцы309. В самом Екатеринбурге Рязанов, Фома Казанцев и Китаев
командовали городом. "Магистрат и даже дума Екатеринбурга были переполнены
их единомышленниками",—писал Нечаев, а зять Расторгуева Харитонов, сын
директора яковлевских заводов, стал даже городским головой и считался первым че-
305 Нечаев С.Д. Указ. соч. // Братское слово. 1894. № 1. С. 62-63.
306 Палладий (Пьяное), архим. Указ. соч. С. 63.
307 <источник цитаты не указан>.
308 История Министерства внутренних дел /Сост. H.B. Варадинов. Кн. VIII: История
распоряжений по расколу. СПб., 1863. С. 223.
309 Палладий (Пьяное), архим. Указ. соч. С. 63.
624