Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
7. Старообрядцы — технократы горного дела Урала
Поддержка старообрядцев заводской администрацией и непосредственное
открытое участие их самих во владении и в управлении заводами не Офаничивалось
в начале XIX века только демидовскими, яковлевскими и расторгуевскими
предприятиями. На заводах так называемой юговской фуппы, принадлежавших гра-
фу И.Г. Чернышеву, на заводах братьев Осокиных — Иргинском, Юговском, Би-
зярском и Курамшинском, на заводах Солодовщиковых, заводах Кнауфа и Губона
— Нижне- и Верхнеуфалейских заводах — владельцы ценили и всячески
оказывали помощь старообрядцам-технократам, которые стали почти что
монополистами металлургической техники на Урале296. Конечно, ни немец Кнауф, ни фаф
И.Г. Чернышев вовсе не были старообрядцами, как ими уже и не были и жившие
в Петербурге представители второго и третьего поколений Демидовых, Осокиных,
Яковлевых, давно уже отошедших от старой, да и, по всей вероятности, от
"новой" веры. Но все они знали, что поскольку они поддерживают
старообрядческих металлургов и директоров, то и вся масса уральских старообрядцев будет
стараться о благополучии владельцев заводов, успевших из купцов стать
дворянами и знатью.
Новая эпоха в жизни екатеринбургских старообрядцев начинается тогда,
когда во главе их становится Яким Меркурьевич Рязанов, проявивший большие
организационные способности. Яким Рязанов был сыном старообрядческого
священника Меркурия297, тоже бывшего до 1804 г. главою екатеринбургской
поповской общины. Яким Меркурьевич оставался в течение четверти столетия во
главе екатеринбургских старообрядцев, но даже и уйдя в 1829 г. на покой, он до
1838 г., когда он перешел в единоверие, был наиболее авторитетным деятелем
"раскола" на Урале (он умер в 1849 г.)298.
Родственные, служебные и деловые связи и вера тесно объединяли главарей
екатеринбургской старообрядческой общины, официально легализировавшей
свое существование после издания екатерининского закона о религиозной
терпимости. Влиятельное положение ее руководителей дало возможность провести
эту легализацию, которая и после екатерининского закона была довольно редким
явлением, так как власти обычно старообрядцев только терпели, но не давали им
возможности оформить существование своих общин. Сам Яким Меркурьевич
Рязанов был тоже одним из виднейших купцов Екатеринбурга. Среди его друзей
были Китаев и Полузадов, которые долго управляли яковлевскими заводами, а
позже стали самостоятельными предпринимателями. Зотов и Харитонов, тоже друзья
Рязанова, принадлежавшие к той же фуппе технократов, были директорами у
Расторгуева, а когда Харитонов ушел из расторгуевских заводов, то он очень
быстро стал богатейшим человеком Екатеринбурга299.
Рязанов не был ни узким фанатиком, ни изолировавшимся от мира сторон-
296 Там же. С. 14-15,20-22,55.
297 Сырцов И.Я. Указ. соч. С. 24.
298 Мельников П.И. Очерки поповщины. С. 161 — 176; Нечаев СД. Указ. соч. //Братское слово. 1893.
№ 7. С. 555—556 (Единоверием называлось воссоединение части старообрядцев с православной
синодальной церковью, причем старообрядцам разрешалось иметь от церкви священников, которые
служили по дониконовским книгам и крестились двуперстием. Фактически это было то, чего в
1735 г. добивались Р. Набатов и его друзья. Единоверие было предложено митр. Платоном и
утверждено императором Павлом в 1800 г. Император Павел вообще хорошо относился к людям старой
веры. В единоверии священники подчинялись епархиальным епископам и Синоду, против чего был
в 1820—1830-х гг. Рязанов, который предпочитал подчинение общим гражданским властям, чем
Синоду).
299 Мельников П.И. Очерки поповщины. С. 163.
621