Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
Поэтому братья Денисовы могут считаться первыми русскими авторами,
наделившими народ ролью носителя духовного авторитета.
Трансформация теории христианского (православного) государства
объяснима не только тем, что в глазах Денисовых, как и всех староверов, царь и
Москва были опозорены принятием реформ патриарха Никона и последующей
секуляризацией государства, но также влиянием давней демократической традиции
русского севера. Большинство староверов того времени вообще, подавляющее
большинство поморцев и сами Денисовы происходили из северных областей
России и были духовными наследниками свободных граждан демократических
республик Новгорода, Пскова и Вятки. Еще Новгородский собор 1698 г., на
котором были выработаны основы догматики староверия и создано движение
беспоповцев, предвосхитил взгляды Денисовых, единодушно провозгласив: "Мы
христиане евангельского проповеданья... не молиться за царя и быть всем равными...
и особенных наставников не имеем"216.
Принципы духовного авторитета народа и демократической природы власти
для идеологии Денисовых и староверов вообще были отнюдь не
формально-абстрактной декларацией. В их общинах они осуществлялись на практике. В
уставе Выговского общежительства и во многих других документах последовательно
подчеркивается принцип верховенства народа, собрания людей как источника
власти. Это заметно и по постоянному повторению в произведениях самих
Денисовых слов "собор", "соборный", "собрани"е, "совокупность", "соединение",
"братоводительство"217. Сами термины "собор" и "соборный" применительно
к общинной организации и общинному руководству, благословленному Богом,
впервые введены братьями в русскую литературу.
Выговское общежительство, бывшее своеобразной демократической
федерацией иноческих общин с соседними деревнями, населенными староверами,
было организовано в соответствии с этими демократическими принципами. Во
главе стоял совет старцев, избираемых обителями и другими общинами,
составлявшими Выговскую федерацию218. Выборный киновиарх имел такой же голос,
как и другие старцы, за исключением случаев, когда голоса делились поровну —
и тогда его мнение было решающим. Все решения принимались большинством
голосов219. Общежительство было собственником сельскохозяйственных угодий,
организовывало производственные и торговые предприятия, имело своих
собственных купцов и китобойную флотилию220. Большинство русских монастырей
придерживалось тех же самых принципов общественного владения, но на Выге эти
принципы распространялись еще и на общины крестьян и рыбаков, так что
Выговское общежительство стало миниатюрным социалистическим государством,
основанном на коллективном хозяйствовании.
216 Щапов Л.П. Земство и раскол // Щапов А.П. Сочинения. Т. 1. СПб., 1906. С. 469.
2,7 Смотри выдержки из проповедей Денисовых и их посланий в работе: Барсов Е.В. Семен
Денисов Вторушин... //ТКДА. 1866. Т. 1. С. 205, 206, 207, 208, 213, 225, 226, 227; Т. 2, С. 170, 180, 189,
297 и др. См. также "слово надгробное" Петру Прокопьеву А. Денисова: Русская старина. 1879.
№ U.C. 522-537.
218 Барсов Е.В. Семен Денисов Вторушин... //ТКДА. 1866. Т. 2. № 6. С. 170; Смирнов П.С.
Центры раскола в первой четверти XVIII века //Христианское чтение. 1909. № 3. С. 360; Филиппов И.
История Выговской старообрядческой пустыни. С. 140, 240, 256 и др.
219 Смирнов П.С. История русского раскола старообрядчества. СПб., 1895. С. 100; Барсов Е.В.
Семен Денисов Вторушин... // ТКДА. 1866. Т. 2. С. 183; Любомиров П.Г. Выговское общежительство.
М.-Саратов, 1924. С. 50-54.
220 Барсов Е.В. Андрей Денисов Вторушин... //ТКДА. 1867. Т. 1. С. 231.
602