Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
/. Русское мессианство
годах, эта идея уже принимает мистический характер. "Белый Клобук"— символ
чистоты православия и "светлого тридневного Воскресения Христова"— был, по
словам легенды, дарован императором Константином папе Сильвестру. Из
Рима Белый Клобук позже попал в Константинополь — второй Рим, — который в
течение долгих веков был центром православия. Оттуда Клобук был "переслан
[опять-таки по словам легенды] в Новгород", на Русь, так как "там воистину
есть славима вера Христова". Нахождение Белого Клобука на Руси очень
многозначительно, по словам легенды, так как оно указывает не только на то, что
"ныне православная вера там почитается и прославляется больше, чем где-либо
на земле", но и обещает духовную славу России. По мнению авторов легенды, "...в
третьем же Риме, еже есть на русской земле — благодать Святого Духа воссия"9.
Учение о "третьем царстве" как царстве Святого Духа, которое еще придет
на землю вслед за царством Бога Отца, царством Ветхого Завета и закона — и
царством Сына, царством Нового Завета и временем спасения, — зародилось в
учении хилиастов еще в первые века христианства. Оно было распространено в
раннем Средневековье и в Византии. Тем не менее можно предполагать, что более
близкие, непосредственные источники этой доктрины, развитой в "Белом
Клобуке", были скорее западного, чем непосредственно византийского происхождения.
Правда, ирландский богослов и философ-идеалист Эригена развил свою
теорию о третьем царстве на основе учения ранних восточных отцов. Все же
популярность этого учения в поздние века Средневековья не столько обязана самому
Эригене, сколько проповеди его духовных последователей: Иоакима де-Фиоре
[Иоахима Флорского] и францисканцев-спиритуалистов. В XII—XIII веках они
предсказывали близкий конец мира и наступление царства Святого Духа,
которое они называли веком свободы10. Эта доктрина царства Святого Духа,
возвещавшая конец нашей грешной эры и наступление нового духовного и святого века,
несомненно, проникла с Запада и оживилась в связи с ожидаемым в 1492 году
окончанием исторического мира. Она могла попасть в бывшую республику
Великого Новгорода или через католических монахов, которые там появились в конце
XV века и принимали участие в компиляции полного текста Библии и
клерикальной литературы, доказывавшей независимость церкви от светской власти, или
через посланцев архиепископа Геннадия в Рим". Геннадий, стремившийся
отстоять независимость владения новгородской епископской кафедры и боровшийся
с учением жидовствующих, которым Иван III оказывал совсем прямую
поддержку, старался поднять авторитет русской церкви. Поэтому создание легенды о
Белом Клобуке ставило себе целью не прославление русского государства, а
восхваление православной церкви на Руси и самой православной русской земли.
Стараясь собрать материалы для утверждения учения о независимости
церковной власти от власти государственной, Геннадий, видимо, с этой целью послал
своего толмача в Рим. Там посланец Геннадия, судя по указаниям легенды о Белом
Клобуке, нашел нужные ему материалы. Там же он мог легко познакомиться с
популярной тогда теорией о приближении конца нашего мира и о будущем царстве
9ПСРЛ.Т. I.C. 294-298.
10 Зеньковский С. Преп. Иосиф Волоцкий и иосифляне // Вестник РСХД, 1956. T. XL. P. 27—28;
Foumier P. Etudes sur Joachin de Fiore et ses doctrines. Paris, 1909. P. 17; Nantes R. Histoire des Spirituels.
Louvain—Paris, 1909.
11 Розов H.H. Повесть о белом клобуке как памятник общерусской публицистики XV в. //
ТОДРЛ.Т.9.С. 181.
59