Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ментов в идеологии староверов ограничивало ее эффективность, в то время как
поглощенность раскольников учением об Антихристе со смиренным приятием
факта его победы в миру не побуждала их к непрерывной борьбе за души
православных183. Эти отчаяние и апатия проявлялись в бесчисленных кострах
самосожигателей, которые, потеряв надежду на победу своего дела, предпочитали
добровольно погибнуть в огне184. Уход самых непреклонных староверов на безлюдный
русский Север был вызван не только преследованиями властей, но и желанием
самих раскольников избегать любых контактов с миром, оскверненным в их
глазах присутствием Антихриста и распространением "никонианской ереси" и
навсегда потерянным для подлинного православия.
Подобная ситуация изменилась в самом начале XVIII века, когда в лице
Андрея Денисова староверы обрели человека, способного выработать ясную и
определенную доктрину и воспитать новые кадры фанатичных и упорных
миссионеров, которые вскоре начнут упорную борьбу за распространение в России
старых традиций. Андрей Денисов (1674—1735) был представителем обедневшей
ветви княжеского рода Мышецких, которая жила в олонецком крае185.
Обращенный в старообрядчество в 1690 или 1691 г. бывшим дьячком Даниилом
Никулиным (1653—1733)186, Андрей Денисов впервые появился в истории раскола,
собрав вместе с Викулиным группу склонных к иноческой жизни
традиционалистов для создания религиозного общежительства. Это монашеское
сообщество возникло в 1694 г. на реке Выг, неподалеку от западного берега Белого моря187.
Его первоначальной целью было — избегнуть ересей и соблазнов мира
Антихриста при помощи совместной жизни и молитвы. Но вскоре, особенно после
того как Андрей Денисов был избран киновиархом — духовным и
административным главой общины,— деятельность и цели Выговского общежительства
изменились. За следующие несколько лет оно превратилось в важнейший в
стране центр распространения древней русской веры и традиций. К 1720 г. Выгов-
ское общежительство насчитывало более 1500 староверов, владело цветущим
хозяйством и поддерживало активные связи со всеми важными регионами России188.
Андрей Денисов и его брат Семен стали известны и уважаемы как признанные
духовные вожди раскольников не только в мире старой веры, но и среди
представителей правительства и официальной церкви. Андрей лично знал Петра Ве-
183 Единственной важной конструктивной идеологической работой староверов XVII века
было сочинение "Ответ православным", написанное дьяконом Федором при участии Аввакума,
Лазаря и Епифания. Этот "ответ" оставался очень малоизвестным и никогда не был опубликован
полностью. См..: Дружинин В.Г. Пустозерский сборник (Памятники первых лет русского
старообрядчества. III) //ЛЗАК. 1914. Т. 26. (Далее-ЛЗАК).
184 За период с 1673 по 1687 г. количество самосожигателей достигло как минимум 20 тысяч
человек. В некоторых из этих костров, или, как обычно называли массовые самосожжения, "гарей",
погибало по две-три тысячи человек одновременно. См. комментарии Х.М. Лопарева на сочинение
монаха Евфросина "Отразительное письмо..." (ПДП. Т. 108. С. 034—058).
185 Эта обедневшая олонецкая ветвь фамилии Мышецких была известна под прозванием Вто-
рушины. Отчество Андрея было Денисов или Денисович, и он и его брат стали известны в XVIII
веке как Денисовы. См.: Барсов Н.И. Братья Андрей и Семен Денисовы: Эпизод из истории русского
раскола // Православное обозрение. 1865. № 8. С. 405—407.
186 Данило Викулин или Викулич (1653—1733) до самой смерти оставался духовным
наставником выговского общежительства.
187 Выговское монашеское общежительство, позднее известное как Данилов, находилось
примерно в 35 километрах к востоку от самой северной точки Онежского озера и примерно в 70
километрах к западу от Белого моря. Этот регион сейчас называется Карелией.
188 Выговское общежительство стало важным экономическим центром Олонецкого района и
процветало почти до начала XIX века. В 1854 г. оно было закрыто по приказу петербургских властей.
596