Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ет в разговор с ними. Евфросин постепенно оживает из мертвых во время
видения: "Нача преподобный Евфросин малу малу оживати и оживе..." Вслед за этим
оживший старец дает указания Епифанию о состоянии душ по ту сторону
смерти и о том, как надо спасаться молитвой от мучений вечных.
Большинство видений Епифания были или видениями спасения и утешения,
или же видениями соблазна и бесовского наваждения. Эротические видения
соблазна, столь часто встречающиеся в религиозной литературе западного
Средневековья и ранней патристической литературе Востока, совершенно отсутствуют
в исповеди Епифания. Они вообще крайне редки в русской житийной
литературе и совершенно лишены в ней тех многочисленных подробностей, которые
иногда наполняют жития католических отцов. Например, у Аввакума есть лишь
одно описание эротического соблазна. Он дает его крайне целомудренно и сухо:
"...егда еще был в попех, прииде ко мне исповедатися девица многими грехами
обремененна, блудному делу и малакии (разврату) повинна. Нача мне плакавше-
ся, подробну возвещати во церкви, пред Евангелием стоя. Аз же, треокаянный
врач, сам разболелся, внутрь жгом огнем блудным, и горько мне было в той час.
Зажег три свещи, и прилепил к налою и возложил руку правую на пламя и
держал дондеже во мне угасло злое разжение, и, отпустя девицу, сложа ризы, помо-
ляся, пошел в дом свой зело скорбен"|70. Но и это эротическое искушение,
которое нисколько не похоже на искушение о. Сергия в рассказе Льва Толстого, было
искушением в жизни, а не в видениях или снах.
Продолжая рассказ о своем искушении, Аввакум описывает видение,
которое имело место в ту же ночь во время сна после долгой и упорной молитвы. В этой
молитве он, тогда еще молодой священник, просил Бога освободить его от
тяжести духовной ответственности за паству: "И падох на землю лицы своем, рыда-
ше горце и забыхся, лежа... Не вем как плачю. А очи сердечнии при реке Волге".
Во сне он увидел, как по Волге плывут "два корабля златы", а за ним "третей
корабль... его же ум человечь не вмести красоты его и доброты". Голос с корабля
сказал Аввакуму, что этот корабль, традиционный символ жизненного пути, будет
кораблем его судьбы. В этом коротком рассказе Аввакум дает и объяснение своего
видения. Оно произошло тогда, когда он "забыхся", то есть во сне. Аввакум
видел видение не физическими, а "сердечными очами", то есть—благодаря
особому духовному дару проникать в установленные Богом судьбы человека и мира, он
мог иметь контакт с миром не только материальным, но и духовным. Такие же
объяснения своим видениям дает большей частью и Епифаний. Большинство из
них точно определены как видения во сне, но во всех случаях старец
воспринимал их не своими телесными глазами, а "очами сердечными", духовными, то есть
благодаря особому духовному дару.
Такое истолкование психологии видений было довольно обычным в
русской средневековой литературе. В этом отношении Аввакум и Епифаний
следовали прочно установившейся традиции древнерусской житийной литературы, и
выражения "очи сердечныя", "очи чювственныя", "очи умныя", "очи мыслен-
ныя" и т.д. постоянно встречаются в описании жизни и подвигов русских святых.
В современной литературе мы встречаем подобные же описания
психологических ощущений в двух планах, двух разных плоскостях восприятия мира.
Внутренний диалог Ивана Карамазова с чертом, раздвоение сознания на физическое и ме-
™ Аввакум. С. 38.
590