Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Житие духовидца Епифания
Руки его снова стали способными работать, и он занялся, как это и делал
раньше, в своей столь любимой им Виданской пустыни, изготовлением крестов во
славу Бога и себе на спасение. Чтобы отметить свое душевное и телесное исцеление,
старец составил в честь креста особую церковную службу, состоявшую из
песнопений и молитв. Этим торжественным прославлением милости и славы Христа
и прославлением Его креста и заканчивается исповедь пустозерского узника.
IV.
Основная тема Епифания—испытание праведника Господом с целью
утверждения его в вере и проявлении Божьего милосердия—религиозно и
философски настолько значительна и трактовка ее на фоне собственной жизни
настолько смела, что невольно возникает вопрос о самостоятельности автора. Композиция
исповеди, несомненно, возникла как результат самостоятельного творчества и
личной жизни пустозерского узника. Идея же испытания праведника Богом,
вероятно, была навеяна чтением библейских текстов и, в частности, Книги Иова и
Псалтыри. Епифаниево стояние за веру, его "казни", отсечения языка, видения
Богородицы, Нерукотворного Спаса, игумена Илии, борьба с бесами были
описаны автором совершенно независимо от библейских текстов и, конечно,
ничего общего с эпизодами Книги Иова или Псалтыри не имеют. Общая структура и
разработка исповеди, несомненно, указывают на значительное литературное
умение поставить в основу рассказа о личной жизни большую вековую
философскую проблему веры. Тем не менее основная линия рассказа о духовных
переживаниях и физических мучениях русского инока очень близка к библейскому
повествованию об испытаниях Иова. В обоих случаях преданные Господу верующие
подвергаются проверке стойкости их веры. Но Иов был богат, семейно счастлив,
и поэтому его преуспевание в жизни могло вызвать обвинение сатаны в том, что
праведник поклонялся Богу прежде всего потому, что Господь был милостив к
нему и посылал ему безоблачную удачу. Поэтому-то сатана и надеялся, что вера
Иова не устоит перед испытаниями, посланными свыше. Счастье инока Епифания
покоилось на гораздо более глубоких духовных корнях, чем преуспевание
библейского праведника. Он не знал ни радостей семейной жизни, ни обилия благ
земных, ни материального довольствия, но зато был богат духовным спокойствием,
радостью веры, тихой жизнью в пустыни. Тягчайшим испытаниям подвергалась
именно эта радостная и прекрасная спокойная вера Епифания, после того как во
время ночного видения игумен Илия послал его бороться за спасение истинной
веры. Результаты этого испытания привели к значительно большей чисто
духовной радости, чем те радости, к которым через все семейные, физические и
материальные невзгоды пришел Иов. В противоположность Иову, Епифаний не
вернулся к радостям земной жизни в своей пустыни, нашел лишь частичное
физическое исцеление и обрел душевное спокойствие, хотя и остался в своей
ужасной тюрьме. Вместо трагических диалогов между Иеговой, Иовом и друзьями
последнего праведник Епифаний помещает в рассказе свои собственные
стенания, сомнения и жалобы на постигшие его несчастья. Но эти речи Епифания не
становятся исключительно монологом. Хотя внешняя обстановка греческой
трагедии, столь сильно сказавшаяся в Книге Иова, и отпадает в "Исповеди", тем не
менее внутренний диалог есть и в ней. В ответ на его молитвы ему слышатся
голоса, идущие от Нерукотворного Спаса, видение игумена Илии указывает ему его
путь, Богородица приходит к нему, спасает и исцеляет его. Испытания сменяют-
587