Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Житие духовидца Епифания
це: Братия, братия! Увы, увы! Горе, горе! Пала вера Христова,— якоже и в прочих
землях,— в земли русской двема врагами Христовыми — Никоном и Арсеном".
Этот Арсений был ученый грек, обвиненный в 1649 г. патриархом Паисием
Иерусалимским в переходе раз в мусульманство и дважды в католичество и за это
сосланный на Соловки. Никон опрометчиво взял ученого, но подозрительного
грека в правщики новых изданий богослужебных книг, что вызвало среди
русского духовенства, и особенно на Соловках, где Арсения, конечно, хорошо знали,
бурю негодования. Епифаний, хотевший уйти от мирской суеты, не смог вынести
новых соблазнов и споров. С благословения своего духовника старца Мартирия
он решил оставить Соловки и пошел к Онежскому озеру, где поселился в
пустыни старца Кирилла. Пустынь Кирилла была расположена на небольшом Видан-
ском острове на реке Суне в двадцати верстах от ее впадения в Онежское озеро152.
Тяжелый физический труд — резание из дерева крестов, которые он
раздавал местному населению—и молитва составляли главную часть жизни Епифания.
Изготовление крестов было особенно любимым занятием старца. В церквах
соседних с Виданской пустынью деревень еще в XX веке сохранялись кресты,
которыми он украсил церковные стены153. Иногда Епифаний пользовался
крестами для укрепления населения в старой вере и делал на крестах надписи в защиту
двуперстного крестного знамения. Своими проповедями и поучениями "попов
с причетниками и всех людей" он приобрел славу как учитель и твердый
защитник старой русской веры. Все же полного душевного покоя старец не нашел
даже и в дебрях прионежских лесов. Но на этот раз не еретики и не соседи
смущали благочестивого старца. В своей "Исповеди" он сам рассказывает, что силы зла,
бесы старались отвлечь его от молитвы и выполнения его монашеского долга.
Только постоянное заступничество святых и Богородицы помогло ему спастись от этих
напастей.
В 1655 г. у Епифания во время сна было вещее видение. Приснившийся ему
недавно умерший соловецкий настоятель Илья повелел старцу еще более
энергично выступить в защиту старой веры и начать писать книгу, обличающую
"отступившая) от благочестия" царя Алексея. На следующий день Епифаний
принялся за работу над книгой. Вскоре, оставив товарища по пустыни Кирилла, он
перешел к знаменитому в расколе своим необычайно преклонным возрастом
старцу Корнилию. Этот мафусаил раскола жил при всех русских патриархах от
Иова до Адриана и умер в 1695 г., 125 лет от роду. В новой пустыни на Кяткозере
Епифаний прожил около двух лет и там же закончил свою книгу. Завершив работу над
этим обличительным писанием, он предложил своему товарищу по
подвижничеству идти вместе в Москву. "Пойдем, брате Корнилие, к Москве для
обличения никонианского нечестия, да постраждем за благочестие, яко отцы и деды
наши... приспе убо время деяния нашего. Венцы уготованы страждущим и скорбь
терпящим..." Но Корнилий отказался последовать примеру соловецкого инока.
У него тоже было видение, во время которого он был извещен, что позже ему
суждено будет "быть отцом и наставником многим ко спасению" и что поэтому он
должен беречь себя. После трех дней поста и молитв Епифаний отправился сам
в Москву обличать царя154. Точная дата его прихода в Москву неизвестна, но, су-
152 Смирнов Я. С. Внутренние вопросы в расколе в XVII веке (Исследования из начальной
истории раскола по вновь открытым памятникам, изданным и рукописным). СПб., 1898. С. CXVII.
,53ЛЗАК.Т. 24. С. 14.
154 Житие старца Епифания - рукопись Пушкинского Дома. Лл. 80—80а.
581