Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Житие духовидца Епифания
видения рисуют автора как человека, действительно чувствовавшего себя на
границе мира земного и мира потустороннего. Мистическая убежденность
Епифания дает возможность назвать его духовидцем, для которого контакт с миром
вечности был чем-то вполне естественным и обычным. Психологический облик
русского монаха времени великого раскола в русской Церкви, нарисованный
этим соловецким старцем на основе самоанализа, во многом может помочь
историку и литературоведу понять трагическую подкладку религиозной борьбы того
времени.
Этот значительный памятник древнерусской литературы был издан два
раза уже до революции — в 1889, а затем в 1912 г. — известными расколоведами А.
Бороздиным и Я.Л. Барсковым148, но только совсем недавно он привлек внимание
литературоведов. В 1947 г. И. Еремин отметил умение Епифания изобразить
душевные переживания, его простой и ясный язык. Через несколько лет после
изысканий И. Еремина автор этих строк указал на самостоятельность Епифания
в выборе автобиографического жанра, выяснил его связь с более ранними
русскими авторами, также писавшими о своей жизни, и определил его роль в истории
развития русской автобиографии. В 1958 г. московский знаток допетровской
литературы А.Н. Робинсон посвятил, в свою очередь, две ценных статьи этому
вопросу, а в 1963 г. переиздал "Житие" Епифания с обширными комментариями149.
Тем не менее многое в творчестве Епифания продолжает оставаться
невыясненным: структура и цель его Исповеди, причины, побудившие его взяться за перо,
источники его вдохновения. Кроме того, сравнительно мало изучена и жизнь
самого Епифания.
Материалы о его жизни и творчестве небогаты. В документах его времени
можно найти отрывистые указания об аресте и суде над ним. Отдельные упоминания
о нем встречаются в еще не опубликованных житиях староверческих старцев
Кирилла и Корнилия150. Конечно, очень важны сочинения самого инока Епифания
и его духовного сына Аввакума. Это, кажется, все, чем теперь располагает
исследователь. Правда, в начале XVIII столетия знаменитый старообрядческий выгов-
ский писатель Семен Денисов и какой-то другой, тоже выговский
книжник-аноним написали довольно длинные биографии Епифания. Составленные, очевидно,
на основе довольно смутных воспоминаний, эти биографии, к сожалению, мало
что дают для облика старца и явно страдают от чересчур ретивого применения
шаблона и писательской фантазии. Поэтому главный источник для его биографии
составляет им самим написанное житие.
148 Тексты жития Епифания: Бороздин А. К. Источники первоначальной истории раскола //
Христианское чтение. 1889. №№ 1—2. С. 211—240; Барское Я.Л. Памятники первых лет русского
старообрядчества [Вып. I]. СПб., 1912. С. 229-269 (ЛЗАК. Т. 24).
149 Еремин И.П. Житие Епифания // История русской литературы. М.—Л., 1948. Т. 2, 4. 2.
С. 322—326; Zenkovsky S. The Concession of Epiphany // Studies in Russian and Polish Literature.
The Hague, 1962. P. 46—71 ; Zenkovsky S. Der Mönch Epifanij und die Entstehung der Altrussischen
Autobiographie // Die Welt der Slaven/ 1956/ Jhr. 1. H. 3. S. 276—292; Робинсон А.Н. Аввакум и Епифаний (К
истории общения двух писателей) //ТОДРЛ. 1958. Т. 14. С. 391—403; Робинсон А.Н. Житие
Епифания как памятник дидактической автобиографии //ТОДРЛ. 1958. Т. 15. С. 391—403.
150 [См.: Понырко Н.В. Кирилло-Епифаниевский житийный цикл и житийная традиция в вы-
говской литературной школе//ТОДРЛ. 1974. Т. 29. С. 154—159; БрещинскийД.Н. Житие Корнилия
Выговского Пахомиевской редакции (тексты) //Древнерусская книжность. По материалам
Пушкинского Дома. Л., 1985. С. 84-86].
37*
579