Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
3. Протопоп Иван Неронов
заставила его оставить Никольское. Следующие годы он провел в Троице-Серги-
евской лавре под руководством архимандрита Дионисия. В это время лавра
была крупнейшим духовным центром страны. Сам Дионисий, почитатель
Максима Грека, был высокообразованный человек, исправитель духовных книг.
Знаменитый келарь Авраамий Палицын писал тогда свои сказания о Смутном
времени. Отец Герман Тулупов работал над новой редакцией "Четьих Миней".
Среди духовенства и братии жили известный справщик и апологет о. Наседка, о.
Александр Булатников, автор жития Елизария, видный грамматик и тоже справщик
Арсений Глухой145. Здесь, в лавре, Иван встретился с русской культурной элитой,
познакомился с национальной православной идеологией. Вероятно, в этом
кругу Иван научился больше, чем его будущие союзники по оппозиции Никону,
ценить духовное единство страны и Церкви. Отсюда же, надо предполагать,
Неронов вышел, еще больше уверившись в необходимости христианского
обновления Руси. Ведь недаром его современники считали, что тяжелые годы Смутного
времени были Божиим испытанием и наказанием за грехи.
Иван вернулся в Никольское диаконом и скоро стал священником, но
бывшему дьячку было трудно стать там достаточно авторитетным, и он скоро ушел
в Нижний Новгород.
В Нижнем о. Иван обосновался в заброшенной маленькой церкви
Воскресения Христова. Здесь о. Иван начал свое большое миссионерское дело
христианского возрождения. Он читал Слово Божие и Святых отцов и другие "божественные
книги с рассуждением и толковал все таинства и зело просто слушателям простым".
Он часто обходил город, "нося с собою книгу святителя Иоанна Златоуста,
возвещая всем путь спасения". Проповедь и толкование Слова Божия были тогда
мало распространены, и пламенный призыв о. Ивана вести жизнь, достойную
христианина, нашел глубокий отклик среди народа. Вдохновенная служба,
личная строгая жизнь, безграничная доброта ко всему, что не грех, бессребрениче-
ство укрепляли его авторитет, и скоро он завоевал весь Нижний. Энтузиазм,
личное смирение, умение подойти и объяснить учение Христа простому русскому
человеку сделали о. Ивана новым апостолом Православия; население поняло его
и пошло за ним. Он организует помощь бедным, образует сестричество, а его
жена протопопица ведет работу среди женщин и девушек. Но самое главное было
то, что о. Иван учил, как надо строить жизнь в соответствии с учением Христа,
и люди, встречавшие его, заражались чувством радости обретенного
благовестил Спасителя.
Последующие годы были, за небольшими перерывами, годами почти
непрерывного успеха о. Ивана.
Начиная с 1630 г. и церковная иерархия, и рядовое духовенство относятся
все более внимательно к жизни Церкви и мирян. Делаются многочисленные
попытки украсить церковную службу, организовать благотворительность, поднять
нравственность. Вокруг о. И. Неронова группируется духовенство, старающееся
раскрыть мирянам смысл жизни Церкви и учения Христа. С 1636 г. движение
возрождения принимает более организованный характер. О. Иван с нижегородским
духовенством подает патриарху челобитную, в которой настаивает на
благолепии служб, улучшении нравов духовенства и народа. Уже в том же году патри-
145 Прекрасную картину жизни Троице-Сергиева монастыря в эти годы дает Пьер Паскаль.
См.: Pascal P. Awakum et les debuts du Raskol. La Crise religieuse au XVII siècle en Russie. Paris, 1938.
573