Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе
надлежит к числу самых интересных свидетельств о религиозной жизни
московских иноков. А анонимный автор из круга московских старообрядцев
написал биографию боярыни Морозовой, в которой твердо придерживается тех
характеристик, которые дал в своих письмах Аввакум,37. Но на большинство староверов
в 1650—1680-х гг. стиль и язык Аввакума повлияли меньше, чем его призывы к
верности традициям старой Руси; такие авторы менее страстны, они суше и
консервативнее в своих произведениях.
Следующее поколение раскольников, представленное прежде всего
старцем Евфросином, вновь ввело в свои произведения изощренный стиль
"витийства". Выговская школа, которая оставила исключительной ценности образцы
русской прозы начала XVIII века и которую лучше всего представляют братья
Денисовы и Иван Филиппов138, придавала еще большее значение витиеватости
стиля старообрядческой литературы. Однако, следуя этому витиеватому стилю,
староверы продолжали использовать русский разговорный словарный состав и
грамматические формы, которые столь обильно применял уже Аввакум, и развили
повествование как литературный жанр. В своей душе, в своем отношении к
русской церкви, государству и культурным проблемам они оставались верны
наследию Аввакума. Более чем два столетия староверы сохраняли древние московские
традиции, и даже в XX веке в сочинениях митрополита Иннокентия, В.П. Рябу-
шинского, И.А. Кириллова и Ф.Е. Мельникова еще ощутимо влияние языка,
стиля и духа великого протопопа.
Влияние Аввакума на русскую литературу XIX и XX веков было бы
интересным предметом для детального изучения. В XIX веке такие писатели, как Д.Л.
Мордовцев139 и Д.С. Мережковский140, посвящали Аввакуму целые произведения, при
этом заимствуя очень многое из сюжета и языка "Жития". Многие темы и
персонажи Достоевского, особенно в "Братьях Карамазовых", легко могли быть
навеяны автобиографией Аввакума. В истории религиозного становления
Алеши Карамазова многое подобно первым шагам духовного развития самого
Аввакума141, а в видениях монаха Ферапонта можно обнаружить близкие соответ-
сана по инициативе Аввакума. Епифаний, простой монах, менее образованный и талантливый
писатель, чем Аввакум, создал краткую автобиографию, ценную для понимания религиозных
представлений и духовного мира среднего русского человека XVII века. Она опубликована Я.Л. Барско-
вым (РИБ. Т. 39. С. 229-262). См.: ИРЛ. С. 322-326.
137 Сочинение анонимного биографа боярыни Морозовой опубликовал Н.И. Субботин в кн.:
Материалы. Т. 8. С. 127-203
138 Андрей Денисов (1674—1730) почти четверть века был одним из лидеров поморцев Выга их
духовным руководителем. Его главное сочинение "Поморские ответы" (М., 1911) раскрывает
философские и богословские взгляды беспоповского старообрядчества и представляет собой
интереснейший памятник русской духовности России. Его брат Семен Денисов (1682—1740)—автор
сочинений "Виноград Российский" и "История об отцех и страдальцех соловецких". Кроме этих основных
своих книг, братья написали еще более двухсот сочинений. Ивану Филиппову (1665—1744),
преемнику братьев Денисовых и духовному лидеру Выговского монастыря, принадлежит "История Вы-
говской пустыни (СПб., 1862) и другие труды.
139 Д.Л. Мордовцев посвятил Аввакуму свой роман "Великий раскол" (М., 1881). Рассказывая
о ссылке Аввакума в Сибирь, он почти дословно воспроизводит текст самого "Жития". См.:
Мордовцев Д.Л. Поли. собр. исторических романов, повестей и рассказов. СПб., 1914. Т. 6. С. 22—31.
140 Д.С. Мережковский впервые опубликовал свою поэму "Протопоп Аввакум" в 1888 г.; в ней
он описывает образ мышления и мистицизм протопопа (см.: Мережковский Д.С. Поли. собр. соч. М.,
1914. Т. 22. С. 99—107). Он также злоупотребляет стилистикой протопопа в последней части своей
трилогии "Христос и Антихрист" ("Петр и Алексей"); сама тема трилогии, вероятно, возникла под
влиянием старообрядческих представлений о приходе в мир Антихриста.
141 Первый религиозный опыт Алеши описан в главе IV первой части "Братьев Карамазовых".
См.: Dostoevsky F. The Brothers Karamazov. N.Y., 1951 (Modern Library Edition). P. 16 и след.