Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
да. Ради духа православия России, как он его понимал, Аввакум погиб в огне,
убеждая огромную толпу собравшихся хранить верность старому русскому
крестному знамению и древлеправославной традиции. Его последними словами,
сказанными из пламени, были: "Этого держитесь, не отступайтесь!... Сице всяк
веруяй в Онь не постыдится, а не веруяй осужден будет и во веки погибнет"128
VII.
Демонстрируя эстетическую гибкость русского языка и впервые предлагая
русскому читателю реалистическое описание и живое изображение персонажей,
Аввакум стал создателем русской художественной прозы. Аввакум был тесно
связан с предшествующим развитием русской литературы; он не порвал с
литературными традициями своего времени, а пополнил русскую литературу
новыми выразительными средствами. И, распространяя идеи старообрядчества, он
создал лучшие произведения в московской литературе. Его сочинения стали
вершиной развития московской литературы и важной вехой в распространении
возникшей в русской литературе новой техники письма. Однако Аввакум был не
только бунтарем и последствием дезинтеграции московского общества;
напротив, он глубоко связан со старыми московскими традициями, демонстрируя, что
и оставаясь внутри этой традиции, в литературе можно достичь
художественного совершенства. На него повлияло не только современное ему общество, но и вся
история русской культуры и духовной жизни в течение двух с половиной веков
подъема Московии. Любой элемент его сочинений можно найти и у его
предшественников. Он лишь отточил эти инструменты и тем самым поднял русскую
литературу на невиданную ранее высоту.
Такой человек, как Аввакум, должен был сильно повлиять на развитие
русской литературы, но, к несчастью для московской литературы, самый великий ее
писатель был одним из последних ее представителей. Последующее культурное
развитие России в XVII и XVIII веках приглушило его влияние на развитие
литературы, и по иронии судьбы сам Аввакум стал одной из причин упадка
московских традиций. Уведя большое число православных традиционалистов из
церкви и жизни русского общества, он ослабил влияние, которое эти консервативные
члены московского общества могли бы оказывать на нацию. Защищая
старообрядческое движение и порожденный им раскол церкви, Аввакум сам отстранил
себя от участия в дальнейшем развитии русского общества и, вместо того чтобы
войти в историю как великий русский писатель, в течение двух столетий
воспринимался лишь как лидер религиозного меньшинства.
С самого начала раскола до середины XVIII века великороссы,
ослабленные схизмой, играли лишь второстепенную роль в литературной и культурной
жизни империи. Почти сто лет, со второй половины XVII по первую половину
XVIII веков, вклад великороссов в новую западную культуру Российской
империи был незначительным. Большинство великорусских мыслителей и
образованных людей остались верны консервативному русскому православию и
находились вдали от дальнейшего развития нации. Почти все значительные
великорусские писатели XVII века были староверами — например, Аввакум,
дьякон Федор, Никита Добрынин, Спиридон Потемкин. Лишь считанные вели-
128 [Малышев В.И. Усть-Цилемское предание о протопопе Аввакуме // ТОДРЛ. Т. 6. 1948. С. 372;
Робинсон Л.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания: Исследования и тексты. М., 1963. С. 143, 216].
568