Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
жил видение смерти, пробудившей в нем понимание таинства жизни и
необходимости готовиться к последнему суду. Вполне возможно, что именно эта первая
встреча со смертью, глубоко повлиявшая на его чувствительную натуру и
обусловившая раннее начало религиозной жизни, придала сильную трагическую
окраску его позднейшим эсхатологическим построениям. Ожидание наступления
конца света и готовность к смерти были основными идеями старообрядческого
учения староверов и во многом объясняли ту скорость, с которой оно
распространялось113. Никто другой из староверов не мог лучше и естественнее выразить
соотношение между личной духовной ответственностью за себя и за души других,
как Аввакум.
Протопоп был воплощением строгости соблюдения моральных
предписаний и пылкости молитвы. Каждый вечер он читал положенные молитвы и при
отходе ко сну неизменно исполнял "келейное правило": "Я 300 поклон, 600
молитв Исусовых, да сто раз Богородице, а жена 200 поклон, да 400 молитв,
понеже робятка у нее пищат"114. Аввакум рекомендовал такую молитву своим
друзьям и пастве, поясняя: "Возвеселися, егда, в ноши встав, совершиши 300 поклон
и седм сот молитв веселием и радости духовныя"115.
Протопоп никогда не сокращал церковной службы, настаивая на
тщательном, ясном произнесении каждого слова; любил объяснять значение обряда и
смысл слов Христа. Его трактаты—хорошая иллюстрация его метода. В красочной
и простой манере, временами даже слишком разговорной, Аввакум объясняет
верования Церкви и содержание Завета на примерах из повседневной жизни. Он
помещает религиозную проблему в рамки понимания простого русского человека.
Подобно священнику Ивану Неронову и другим ревнителям благочестия, он
ввел в своем церковном приходе проповедь в качестве неотъемлемой части
службы, сделал церковь не только местом богослужения, но и школой
христианского образования.
В ранний период деятельности Аввакума как священника, в 1642—1653 гг.,
в его проповедях преобладали призыв к моральному возрождению и борьба
против распущенности и развращенности. В области морали он был не менее
бескомпромиссным, чем в вопросах догматики и обряда. В начале его
священнического пути, еще до того, как его поглотила защита старых книг и обрядов, проповеди
Аввакума сводились прежде всего к увещеваниям в пользу моральной
благопристойности и публичным обвинениям безнравственности и невоздержанности,
создавая ему множество проблем. Он требовал строгого поведения от своих
прихожан; он никогда не стеснялся разоблачать и клеймить их позором, даже
представителей власти, от которых он зависел сам, если те провинились. Его
бескомпромиссное поведение не раз приводило к конфликтам с вороватыми
местными властями, подвергая опасности его положение и даже саму жизнь. На его
самом первом приходе такие наставления привели к острому столкновению с ме-
113 Конец света ожидался в 1666 г., так как число "666" считалось символом Антихриста.
Решения собора 1666—1667 гг., одобрившего реформы книг и обрядов, произведенные Никоном,
рассматривались поэтому староверами как объявление пришествия Антихриста и гибели государственной
церкви. См.: Ивановский Н. Руководство по истории и обличению старообрядческого раскола...
С. 161; а также "Вопрос и ответ старца Авраамия" (Материалы. Т. 7. С. 239), тексты Аввакума
(Материалы. Т. 5. С. 92, 216, 250, 262, 348, 361), "О познании антихристовой прелести" дьякона
Федора (Там же. Т. 6. С. 79—89).
114 Послание Аввакума к Борису с братией ("Борису и прочим рабам Бога Вышняго") см.:
Материалы. Т. 8, С. 90-91; РИБ. Т. 39. С. 854.
115 Первое письмо к Морозовой, см.: Аввакум. С. 90.
564