Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
ным писателем. Эти качества позволили ему создать первые в русской
литературе художественные портреты и стали основой его литературной
индивидуальности. Ни один писатель до Аввакума и почти век после его смерти не дал столь
блистательных образцов русской прозы. В русской литературе до начала XIX века
оставалось непревзойденным его умение изображать людей и их поступки.
Протопоп преуспел в изображении—в коротких диалогах и выразительных
описаниях, простыми предложениями, без высокопарных риторических украшений—
как взаимоотношений своих современников и их поведения, так и себя самого.
Ссылка Аввакума в Сибирь, которую разделила его жена, возвращение в
Москву и разговоры с протопопицей98 дали Аввакуму лучший повод для того,
чтобы первым ярко описать преданную русскую женщину с сильным характером.
Впервые в русской литературе появилась женщина—верный друг своего мужа в
жизни и лишениях, оказывающая ему большую поддержку во время бедствий.
В 1663 г., по возвращении Аввакума в Москву из первой ссылки, его одолевали
тяжелые думы о том, как противостоять реформам Никона, и в эти моменты
отчаяние и одиночество протопопа находило твердую поддержку в словах его
измученной, но по-прежнему стойкой жены. Он пишет:
«И виде меня печальна, протопопица моя приступи ко мне со опрятством и
рече ми: "что, господине, опечалился еси?" Аз же ей подробну известих: "жена,
что сотворю? зима еретическая на дворе; говорит ли мне или молчать?—
связали вы меня!" Она же мне говорит: "Господи помилуй! Что ты, Петрович, говоришь?
Слыхала я,— ты же читал,— апостольскую речь: "привязался еси жене, не ищи
разрешения; егда отрешишися, тогда не ищи жены". Аз тя и с детьми благослав-
ляю: дерзай проповедати слово Божие по-прежнему, а о нас не тужи; дондеже Бог
изволит, живем вместе; а егда разлучат, тогда нас в молитвах своих не забывай;
силен Христос и нас не покинуть! Поди, поди в церковь, Петрович,—обличай
блудню еретическую!" Я-су ей за то челом и, отрясше от себя печальную слепоту, на-
чах по-прежнему слово Божие проповедати и учити по градам и везде, еще же и
ересь никониянскую со дерзновением обличал»99.
Мать Аввакума согласно русскому обычаю сама выбрала ему жену — сироту,
дочь кузнеца. Они поженились, когда оба были еще очень молоды, и всю свою
жизнь протопопица оставалась верным и стойким другом и товарищем своего
мужа. Она сопровождала протопопа в Москве в те несколько месяцев, когда он
прославился как проповедник, и оставалась с ним во время изнурительной
ссылки в Сибирь, куда его послали священником в отряд под началом воеводы
Афанасия Пашкова. Она и Аввакум понимали, что лишения будут преследовать их всю
жизнь; они оставались вместе почти во все трудные моменты жизни Аввакума, за
исключением годов пустозерского заключения. В Сибири во время особенно
тяжелого перехода по льду изнуренная и отчаявшаяся протопопица спросила
мужа: "Долго ли муки сея, протопоп, будет?", а на смиренные слова Аввакума:
"Марковна, до самыя смерти!" отвечала: "Добро, Петровичь, ино еще побредем"100.
Верная подруга Аввакума протопопица — не единственная героиня его
произведений. В автобиографии он упоминает боярыню Феодосью Морозову и ее
сестру княгиню Евдокию Урусову, верных своих заступниц перед судом царя,
позднее мученически погибших за старую веру. В письмах Аввакума к этим сестрам
98 Протопопица—жена протопопа.
99 Аввакум. С. 28-29.
100 Там же. С. 21.
560