Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
Русское старообрядчество. СТАТЬИ
им детям, и своей искренностью оно особенно близко "Житию" Аввакума,
которое также создавалось им как духовное завещание своим последователям по
вере. Соединение повествования о событиях жизни автора с цитатами из
церковной литературы, использование одних и тех же риторических фигур, смешение
разговорного русского и церковнославянского языков37, а также сочетание
автобиографических деталей с увещеваниями равно присущи и "Поучению"
Владимира Мономаха, и "Житию" Аввакума.
С XVI века автобиографические произведения становятся все более
распространенными. Первая глава "Истории о великом князе Московском" A.M.
Курбского тесно связана с автобиографическим жанром, особенно при описании
личных отношений князя Курбского с царем Иваном Грозным38. Но и другие главы
"Истории", и письма Курбского содержат немало деталей из жизни русского
эмигранта XVI века39. Знаменитый адресат Курбского царь Иван IV в своей
собственной обширной переписке также сообщает некоторые данные о собственной
жизни. Его письма к князю Курбскому и инокам Кирилл о-Белозерского монастыря
рассказывают о событиях его несчастливого детства и юности, истории
Казанских походов, его болезнях, отношениях с князем Курбским и боярами. Еще одно
сочинение царя, в котором также содержится немало его воспоминаний, вошло в
решения собора 1551 г., известные как "Стоглав"40. Автобиографические отрывки
можно найти в московской литературе времен Ивана IV, например, в 64-й главе
"Домостроя", написанной протопопом Сильвестром41, или в "Казанской истории", чей
анонимный автор был пленником казанских ханов вплоть до взятия Казани42.
Два очень интересных документа, относящихся к XVII веку, хотя бы
отчасти посвящены жизни своих авторов, выдающихся представителей русского куль-
37 Русская литература киевского периода использовала и церковно-славянский, и русский
разговорный языки. Некоторые отрывки из "Начального свода", особенно юридические тексты,
написаны почти полностью разговорным языком. "Поучение Владимира Мономаха" представляет собой
один из самых показательных примеров смешения двух стилей (см.: ЯкубинскийЛ.П. История
древнерусского языка. М.—Л., 1946. С. 71—80, 125—131). Об использовании речевых фигур Владимиром
и Аввакумом см.: Адрианова-Перетц В.П. Очерки поэтического стиля древней Руси. М., 1947. С. 25,
36, 47, 55 и др.; Черкесов Е.Т. О взаимодействии русских народных и церковнославянских
элементов речи в русском литературном языке доломоносовского периода // Материалы и исследования
по истории русского литературного языка. М.—Л., 1951. Т. 2. С. 220—221; ЯкубинскийЛ.П. О языке
"Слова о полку Игореве" // Доклады и сообщения Института русского языка АН СССР. Вып. 2.
М.—Л., 1948. С. 78 ("Церковнославянские элементы подчинены в "Слове" древнерусской народной
стихии, поглощены ею, поставлены на службу русскому языку"). Об одновременном использовании
церковнославянского языка и разговорной речи в "Молении Даниила" см.: Будовниц И.У.
Памятники ранней дворянской публицистики//ТОДРЛ. 1951. Т. 8. С. 139—140, 146 и след.
38 Курбский A.M., князь. История князя великого Московского о деле, яже слышахом и у
достоверных мужей и яже видехом очима нашима // Курбский A.M. Переписка с Иваном Грозным;
Сказания князя Курбского/Изд. Η.Γ. Устрялова. М., 1833. Ч. 1. С. 16-17, 36, 42-45, 89-94, 185 и др.
39 См. письма Курбского к Ивану IV и др.: Курбский À.M. Переписка с Иваном Грозным;
Сказания князя Курбского... Ч. 2. С. 4—6, 104—105, 125, 128.
40 См. письма Ивана к Курбскому (Послания Ивана Грозного. М., 1951. С. 29—41,47—49, 209—
210), письмо в Кирилло-Белозерский монастырь {Там же. С. 162—163, 175—189; речи Ивана
помещены в "Стоглаве" (Стоглав. СПб., 1863. С. 522—528). См.: Gudzy N.K The History of Early Russian
Literature... P. 386; ИРЛ. С 302.
41 Шестьдесят четвертая глава "Домостроя" была добавлена протопопом Сильвестром в
середине XVI века. См.: Домострой по рукописям имп. Публичной библиотеки / Под ред. В. Яковлева.
2-е изд., испр. Одесса, 1887.
42 Анонимный автор "Казанской истории" был русским узником в Казани до ее завоевания
Иваном IV, она опубликована в кн.: Полное собрание русских летописей. Т. 19. СПб., 1903. См. также:
Кунцевич Г.З. История о Казанском царстве, или Казанский летописец: Опыт
историко-литературного исследования. СПб., 1905; Моисеева Г.Н.: Автор "Казанской истории" // ТОДРЛ. 1953. Т. 9.
С. 266-288.
546