Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе
детального анализа в исследованиях последних лет, неизменно подчеркивающих,
что эстетические особенности "Жития", живое описание персонажей,
замечательное владение автора русским языком свидетельствуют о значении Аввакума не
только как деятельного и опасного раскольника, но и проницательного психолога и
искусного писателя. Но все же исследования до сих пор не определили место
Аввакума в русской литературе. После того, как произведения Аввакума были
изучены в контексте допетровской русской литературы, нельзя называть его "смелым
новатором" и "иконоборцем", порвавшим с традициями, жанром, стилем и
языком московской литературы. Столь же трудно согласиться с популярным сейчас
мнением, объявляющим литературные труды Аввакума продуктом культурного
переворота, который позже, в XVIII веке, примет ясные очертания в русской
литературе и жизни. Самое значительное в произведениях Аввакума—не
новизна формы и языка, а большой художественный талант и сила духа, присущие
всем его сочинениям. Убежден, что именно страстная искренность, столь мощно
проявившаяся в его автобиографии, трактатах и письмах, и его выдающийся
талант позволяют считать Аввакума самым значительным писателем Московской
Руси, занимающим в московской литературе столь же выдающееся место, как автор
"Слова о полку Игореве"— в литературе Киевской Руси.
Автобиографический жанр, в котором написано "Житие" Аввакума, не
может рассматриваться как эпохальное литературное нововведение, так как
представляет собой естественный результат развития предшествующих
литературных образцов. Вопреки утверждениям о его новизне, в Московской Руси было
известно немало более ранних примеров этого жанра. Как раннехристианская
литература, так и русская светская словесность допетровских времен знают
многочисленные примеры автобиографий. Аввакум, применительно к его
автобиографии, лишь адаптировал и развил для истории своей жизни уже хорошо
известную форму. Деяния и Послания апостолов содержат немало
автобиографических деталей. Образец раннехристианской автобиографии, хорошо известный
на Руси, представлен "Поучениями" аввы Дорофея, сирийского монаха VI века,
архимандрита Маюмского монастыря, опубликованными в Москве в 1652 г.35, в то
самое время, когда Аввакум был связан с Московским Печатным Двором и
кружком "ревнителей благочестия". "Поучения" Дорофея не были самым первым
произведением этого жанра в христианской литературе и сами следовали
примеру Аквилия Севера, испанского церковного автора, писавшего на греческом, и
Григория Богослова (Назианзина) — оба автора работали во второй половине IV
века. Предшествовала труду Дорофея и повлияла на него и "Исповедь" блаженного
Августина. Сам Аввакум в первых же строках "Жития" цитирует Дорофея,
своего вдохновителя в создании автобиографии36. В древнерусской литературе,
почти у самых ее истоков, в XII и XIII веках, также можно найти примеры
автобиографических произведений —"Поучение Владимира Мономаха" и "Моление
Даниила Заточника". В "Поучении Владимира Мономаха" описаны
многочисленные случаи из жизни Владимира вместе с предсмертными наказами князя сво-
35 "Поучения" Аввы Дорофея были девять раз опубликованы в России: в Киеве в 1628,1701, 1827,
1856, 1866 и 1909 гг. и трижды в Москве в 1652 г.; четыре раза на латыни и пять раз на французском.
Последнее французское издание в переводе аббата de Rance появилось в 1686 г. Стиль Дорофея
очень близок стилю Аввакума. Дорофей в описании истории своей собственной жизни смешивает
возвышенный стиль проповедей с несерьезным разговорным стилем. См.: Pascal P. Op. cit. Р. 485; ИРЛ.
С.314.
16 Аввакум. С. 1, примечание; РИБ. Т. 39. С. 152—153 (Третья редакция "Жития").
35-2107
545