Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
2. Старообрядец Аввакум: его место в русской литературе
принципиальной публицистичности его писем, проповедей, трактатов, которые
расходились по всей России в многочисленных списках8 и неизменно
поддерживали в его последователях смелость и веру. От богатого литературного наследия,
которое оставил Аввакум, его автобиография —"Житие" — стало для староверов
одним из самых ярких примеров исполнения духовного долга русским
православным человеком. И друзья протопопа, и его враги были глубоко поражены той
неукротимой духовной силой, которая сделала его самым уважаемым и чтимым,
равно как и самым опасным вождем староверов. Его духовная честность и горячая
вера восхищали даже царя Алексея Михайловича, который в 1667 г. был
вынужден окончательно утвердить приговор церковного собора Аввакуму9.
Во времена царствования Алексея Михайловича внимание русских было
поглощено церковным расколом. Религиозная борьба стала меньше волновать
жителей Московской Руси лишь к концу века, когда бурное регентство царевны
Софьи, войны со Швецией и Турцией, а затем реформы и секуляризация русской
жизни при Петре Великом отвлекли внимание русских людей от раскола
церкви. Со временем пропасть между сторонниками господствующей церкви,
которые составляли большую часть верхушки русского общества, и православными
традиционалистами, которые остались в меньшинстве — экономически сильном
и многочисленном, но не имевшем политического влияния,— еще более
углубилась. Староверы, как называли этих традиционалистов, стали изолированной,
особой группой нонконформистов, отделенной от государственной церкви и
западной культуры. Заклейменные церковью как опасные бунтовщики и гонимые
императорской властью, которая не признавала за ними права объединяться в
общины, раскольники были полностью отделены от основной части русского
общества. Намеренно избегая контактов с никонианами10, староверы не
принимали секуляризированную культуру императорской России и продолжали жить в
духовной изоляции, сохраняя культурную традицию XVII века. Прозападное
русское общество, в свою очередь, практически не обращало внимания на
староверов и до конца XIX века почти ничего о них не знало. Писания вождей
раскола — таких, как протопоп Аввакум, дьякон Федор, священник Никита Добрынин
и братья Денисовы,— тайно хранились в старообрядческих домах и были совер-
8 Произведения Аввакума сохранились во многих рукописных копиях XVII и XVIII веков; см.:
Дружинин В. Г. Писания русских старообрядцев. Перечень списков, составленный по печатным
описаниям рукописных собраний. СПб., 1912. С. 131; Памятники истории старообрядчества XVII
века. Кн. 1. Вып. 1. Л., 1927 (РИБ. Т. 39). С. 3—4 . Совсем недавно, в 1940-х гг., В.И. Малышев
обнаружил двадцать пять рукописных копий "Жития" Аввакума, и некоторые из них датируются XVII
и XVIII веками (см.: Малышев В.И. Заметки о рукописных списках Жития протопопа Аввакума
(Материалы для библиографии)//ТОДРЛ. Т. 8. 1951. С. 379—391). Малышеву повезло настолько, что он
нашел новые, до того неизвестные страницы "Жития" (Там же. С. 358—388). Малышев
констатирует, что еще в 1937—1938 гг. на Севере России была жива память о завете Аввакума {Малышев В.И.
Усть-Цилемское предание о протопопе Аввакуме //ТОДРЛ. Т. 6. 1948. С. 372): один усть-цилемский
старожил вспомнил устное предание о том, что Аввакум, проезжая через это село, убеждал его
жителей, взметнув свою руку с "крестом верным", старым русским двуперстием, и говоря: "Этого
держитесь, не отступайтесь!"
9 Хотя царь Алексей Михайлович (1645—1676) согласился с приговором церковных властей
Аввакуму, царь всегда уважал протопопа. Пока он был жив, он противился казни Аввакума, которая
произошла во время правления его сына, царя Федора (1676—1682).
10 Старообрядцы зовут приверженцев господствующей церкви никонианами, поскольку те
приняли церковную реформу патриарха Никона. Никониане считались у староверов еретиками и
нечистыми; в ряде случаев староверы даже опасались, что контакт с никонианами может осквернить
их. Если никонианин приходил в старообрядческий дом, те вещи, к которым он прикасался,
особенно посуда, должны были быть тщательно вымыты, а комната окурена ладаном, чтобы очистить
воздух даже от дыхания "еретика".
539