Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
ТОМ II. Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
Польское восстание совершенно повернуло умы зарубежного
старообрядчества. В 1863 г. часть проживающих в Добрудже некрасовцев обратилась к
Александру II с письмом, в котором они отмечали, что в Турции, Молдавии, Австрии
и Пруссии старообрядцы пользуются свободой совести, и просили о
предоставлении права свободы богослужения и исповедания всем старообрядцам России.
Одну копию этого прошения Гончар привез Герцену в Лондон. Прошение было
написано очень почтительно, и просители заявляли, что "они обязаны вместе с
многочисленными русскими старообрядцами день и ночь молить Бога за бого-
хранимых наших царей", и благодарили царя за освобождение крестьян. Они
даже призывали солдат русской армии молиться за государя —"освободителя
порабощенных". Национальный сдвиг среди старообрядцев начался. Это была
первая их попытка перейти к конструктивным отношениям с императорской
властью. Дальнейшее внутреннее развитие старообрядчества привело к разрыву
раскольников с эмигрантами и их категорическому отказу поддерживать
революционные круги.
В начале ноября 1863 г. уполномоченный белокриницкого митрополита
Кирилла архидьякон Филарет отправился в Россию, где на соборе старообрядцев
выработал текст архипастырского послания. Подписанное Кириллом 24 февраля
1864 г. и в том же году напечатанное в Яссах, оно произвело на русские
революционные круги впечатление разорвавшейся бомбы. Митрополит Кирилл писал:
"К сим же завещаю вам, возлюбленнии, всякое благоразумие и благопоко-
рение покажите пред царем вашим, в чем не повреждается вера и благочестие, и
от всех его врагов и изменников удаляйтеся и бегайте, яко же от мятежных
крамольников Поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся
в Лондоне и оттуду своими писаниями возмущающих европейския державы и
рассеивающих плевельное учение треокаянного оного врага Христова, тмократно-
му проклятию подлежащего, сосуда сатанина, всенечестивейшего Волтера,
возмутившего всю вселенную своим диявольским учением, иже в животе своем
все тщание имеяше, воеже како бы до конца истребити веру во Христа Бога".
Далее в своем послании митрополит объяснял, что слово "вольнодум",
выраженное в числовых эквивалентах славянских букв, дает сумму в 666, то есть как
раз то число антихриста, которого так боялись старообрядцы. "Архипастырское
послание" кончалось советом избегать всех контактов с этими "зверями
страшными и змиями пресмыкающимися: то бо суть предотечи антихриста", и даже
не внимать "лаянию сих псов адских"177.
В России восстание вызвало настроения как раз обратные тому, чего ожидал
Герцен. Застрельщиком патриотического движения стал редактор "Московских
ведомостей" М.Н. Катков, возмущавшийся устроенной поляками
"варфоломеевской ночью" и осуждавший "заграничных патриотов", как он называл
Герцена, Огарева и Бакунина178. Популярность Герцена, поддерживавшего поляков,
резко упала и, по его собственным словам, тираж "Колокола" к концу 1863 г. "с 2500,
2000 сошел на 500 и ни разу не подымался далее 1000 экземпляров",79. Один из
близких сотрудников Герцена П.А. Мартьянов, еще недавно споривший с епис-
177 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 328—329; Русский вестник. 1867. № 5. С. 328-329
Журнальная публикация той же книги>; Герцен А.И. Поли. собр. соч. и писем / Под ред. М.К. Лемке. Т. 16.
Пб., 1920. С. 470—471 <другая версия текста с незначительными разночтениями>.
178 Московские ведомости. 1863. №№ 11, 13 (14 и 16 января).
179 Герцен А.И. Былое и думы. Т. 3. С. 153 <глава "М. Бакунин и польское дело">.
520