Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
4. Кельеиев
шения был новый епископ некрасовцев, Аркадий (Шапошников), который
сильно симпатизировал либеральной политике и реформам Александра II. Он
испытывал неприязнь к эмигрантам, их атеистическому образу мысли,
радикальным взглядам и их политике, идущей вразрез с традициями: "Иногда
попадался и Колокол, где я замечал многие... клеветы на русское правительство,—
писал он о лондонских изданиях,— прежде читал с омерзением, а потом и
совершенно отринул",64. Свое отвращение к материализму и западничеству
интеллигенции епископ Аркадий передал Гончару, который со времени своей
последней поездки в Лондон все более и более отдалялся от прежних друзей.
"Рассмотрел я их ум высокий, да пустой,— говорил Гончар,— потому что Бога
не исповедают, воскресения мертвым не веруют быти — вот мой ум с ними
не сходен, и я от них выехал",65.
Этот взрыв патриотизма и послание, адресованное царю, вызвали острую
реакцию у польских эмигрантов в Константинополе и у турок. Последние
захотели арестовать епископа Аркадия, Гончара и "еще двенадцать человек из
некрасовских старшин", и только смена местной администрации и многолетняя
служба Гончара оттоманским властям и Чайковскому спасли старообрядцев от
тюрьмы166. Все это привело Кельсиева в замешательство; некрасовцы укоряли его
за то, что он предал их турецким властям167; наконец, план Кельсиева начать
из Турции политическое восстание среди казаков и староверов бесславно
провалился.
Неудачный исход контактов между Кельсиевым и Гончаром фактически
положил конец политической карьере Кельсиева. Он оставался в изгнании еще
более трех лет. В 1864—1865 гг. работал переводчиком турецкого паши у
некрасовцев, которые называли его "главой русских в Турции", продолжал попытки
организовать типографию, преподавал в школе некрасовцев168. Затем, после
смерти любимого брата, жены и дочери, Кельсиев уехал в Австрию, а оттуда в
Румынию.
Вместе с епископом Аркадием Кельсиев все же старался наладить печатание
книг. Но в 1867 г. он окончательно решил вернуться в Россию, несмотря на
перспективу ареста и суда. Правительство оказалось весьма милостиво к этому
неудачливому революционеру и простило ему всю его деятельность. В последующие
четыре года Кельсиев сотрудничал в качестве журналиста в некоторых
ультраправых русских журналах, опубликовал свои воспоминания и множество статей. В
1871 г. он скончался на руках своего бывшего учителя.
***
[Второй вариант раздела "Кельсиев в Турции99]
В начале Крымской войны М. Чайковский, в конце 1840-х гг. принявший
ислам и с тех пор известный под именем Мехмет-Садык паши, предложил
турецкому правительству воссоздать казачьи войска по типу тех запорожских и некра-
164 Письмо еп. Аркадия (Шапошникова) к оо. Онуфрию и Пафнутию, 9 мая 1866 г. //
Переписка раскольнических деятелей (Материалы для истории белокриницкого священства). Вып. 2. С. 206.
165 [Никитин A.B.] Осип Семенович Ганчар, атаман некрасовцев / Сообщил Е.П. Бахталов-
ский // Русская старина. 1883. № 4. С. 189.
166 Кельсиев В.И. Исповедь. С. 372; Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 166.
167 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 166; Русская старина. 1883. № 4. С. 189; Переписка
раскольнических деятелей (Материалы для истории белокриницкого священства). Вып. 2. С. 207.
168 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 169.
517