Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
TOM IL Глава III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ
пришло", имея в виду, что пришло время политической активности и
возможного участия староверов в борьбе против царизма159.
В октябре 1863 г. Кельсиев попытался получить для турецких старообряд-
цев-некрасовцев находившегося на покое в Иерусалиме архиерея господствующей
церкви, епископа мелитопольского Кирилла (Наумова). Кельсиев писал ему:
"Старообрядцы—это борцы за нашу великорусскую народность и за свою церковь.
Они сохранили у себя все, что было светлого в нашей старине. В их нынешних
обрядах видна наша старая святая Русь, очищенная от своих темных сторон" ,6°.
В Константинополе и Тульче Кельсиеву удалось с помощью старообрядцев
наладить пересылку литературы из Турции в Россию. Одним из главных его
агентов был купец-старообрядец Василий Васильевич Фомин из Ясс, пересылавший
"Колокол" и "Общее вече" киевскому купцу-старообрядцу К.И. Рощину и
своим друзьям в Харькове. Несмотря на свои патриотические чувства, Гончар и
епископ Аркадий тоже участвовали в организации этой контрабанды161.
К середине 1863 г. Кельсиев уже почувствовал, что его надежды, равно как
надежды эмигрантов и поляков, на всеобщее восстание в России провалились. В
письме Герцену от 11 июня (30 мая) он подчеркивал, что староверы, по крайней
мере те, что проживают в западных областях России, станут бороться и создавать
партизанские отряды не для помощи полякам, а против них: "Это были бы
подвиги беспоповцев около Динабурга, действовавших чисто по-русски, по-рази-
новски и по-пугачевски", писал он и добавлял: "Озлобление против поляков
страшное". Однако, оставаясь по своему обыкновению далеким от реальности и
проявляя некоторый революционный оптимизм, Кельсиев завершает письмо
словами: "На Дону что-то готовится, но что именно — не известно, а гул в
народе идет",62. Но эти проблески надежды улетучиваются в следующем письме от
20 июня (2 июля): «... даже и не знаю, время ли теперь какой-нибудь подспудной
деятельности, нужна ли "Земля и воля" и все прокламации. Взгляните, как все
свернули в другую сторону... намекали на земский собор, на свободу слова и т.п.,
но... ждут всего этого от правительства, а не от собственных сил. Что это? или это
народный смысл, отеческое предание — или вековое рабство? Я думаю, что это
чистый расчет, так как реформы сверху обойдутся несравненно дешевле реформ
снизу. На поляков злятся пуще всего за то, что они остановили ход спокойного
внутреннего развития. Народ ловит агитаторов, как в Тамбовской губернии,
оттого, что они враги царя... Не знаю, как вам видно из ваших краев, а отсюда я чую
недобрый конец "Земли и воли"».
Предчувствия Кельсиева оправдались скорее, чем он ожидал. Польское
восстание неуклонно теряло почву, друзья-староверы в Турции и его прежние
знакомые из Рогожской общины никак не реагировали на призыв Кельсиева
жертвовать деньги на организацию типографии. Наконец, Гончар, вместо того
чтобы принять предложение Кельсиева и собрать подписи под приветственным
обращением к Герцену и к польским повстанцам, послал прошение русскому
правительству, в котором выражал от своего и членов своей общины имени
солидарность с политикой царя и желание вернуться в Россию163. Инициатором этого про-
159 Общее вече. № 12. 1863. 8 марта. С. 61; ЛН. Т. 62. С. 167.
160 Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 170.
161 См. письма В. Фомина: Субботин Н.И. Раскол как орудие... С. 156.
162 ЛН. Т. 62. С. 177-178.
163 Кельсиев В. И. Исповедь. С. 371.
516