Русское старообрядчество. В двух томах. Том 1-й и 2-й

Зеньковский С. А. Русское старообрядчество. В двух томах. — Москва: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. С.688

Содержание

Предисловие к новому изданию

Сергей Зеньковский. Очерк жизни и творчества

Хронологический список работ С. Зеньковского

От издательства

Библиография и список сокращений

TOM I

Русские старообрядцы

Предисловие

I. КРИЗИС ТРЕТЬЕГО РИМА

II. НАЧАЛО НОВОЙ ПРОПОВЕДИ

III. БОГОЛЮБЦЫ У КОРМИЛА ЦЕРКВИ

IV. НИКОН

V. РАСКОЛ

VI. РОСТ СТАРООБРЯДЧЕСТВА И ДЕЛЕНИЕ НА ТОЛКИ

Заключение

ТОМ II

ПРЕДИСЛОВИЕ

I. ГЕОГРАФИЯ И СТАТИСТИКА РАСКОЛА

II. СТАРООБРЯДЦЫ И ВЛАСТЬ

III. СТАРООБРЯДЦЫ И РЕВОЛЮЦИОНЕРЫ

СТАТЬИ

ПРИЛОЖЕНИЕ. ИСТОРИЯ И СУДЬБЫ

OCR
и обрядам. Даже такой известный и ученый историк русской церкви, как
митрополит Макарий Булгаков (1816—1882), придерживался этого мнения в изданном
им в 1854 году капитальном труде об "Истории русского раскола, известного под
названием старообрядчества".
Такую же позицию в объяснении религиозных причин раскола сначала занял
и молодой казанский историк Афанасий Прокофьевич Щапов (1831 — 1876),
который в своей магистерской диссертации "Русский раскол старообрядчества",
защищенной им в 1858 году, называл движение сторонников старой веры
"окаменевшим осколком Древней Руси". Все же, несмотря на свой ранний традиционно-
отрицательный взгляд на старообрядцев, Щапов внес уже и в этом труде нечто
новое, пытаясь вскрыть социальные причины, толкнувшие в раскол широкие массы
русского народа. Через четыре года, пользуясь перевезенной во время Крымской
войны в Казань богатейшей материалами по расколу библиотекой Соловецкого
монастыря, Щапов пересмотрел свои взгляды. В новом труде "Земство и
раскол", вышедшем в "Отечественных записках" в 1862 году, он уже писал, что в
старообрядчестве была "своеобразная жизнь умственная и нравственная" и что
раскол вырос на почве "земской розни", в результате "скорби и тяготы от тягла
государевой казны, от злоупотребления государевых чиновников, писцов и
дозорщиков, от насилия бояр". В его глазах старообрядчество было прежде всего
"могучей, страшной общинной оппозицией податного земства, массы народной
против всего государственного строя — церковного и гражданского"2. Новый тезис
А.П. Щапова, что старообрядчество было прежде всего творческим и
свободолюбивым оппозиционным движением против засилия государства и церковных
властей, был с энтузиазмом подхвачен русскими народниками, которые, видя в этих
защитниках древлего православия прежде всего возможных союзников в своей
революционной борьбе с русской монархией, стали, в свою очередь, исследовать
старообрядчество и искать сближения с ним.
Сенсационное "открытие" А. Щапова, что движение борцов за старую веру
будто бы было в основном борьбой против злоупотреблений правительства и
иерархии, быстро нашло отклик и за границей. Там старообрядцами
заинтересовались русские эмигранты в Лондоне во главе с патриархом русского социализма
А. Герценом, Н. Огаревым и с их довольно случайным другом, новым эмигрантом
Вас. Кельсиевым. Было решено вовлечь этих старомодных, но, казалось,
многообещающих русских "диссидентов" в политическую борьбу с самодержавием.
Герцен дал деньги, Огарев — свою редакционную опытность, Кельсиев — свой
энтузиазм. В результате уже в том же 1862 году в Лондоне начал выходить особый
журнал для старообрядческих читателей, многозначительно озаглавленный этой
эмигрантской кучкой "Общее дело"3. Для того чтобы прочнее вовлечь старообрядчество
в свою революционную работу, А. Герцен даже намеревался создать в Лондоне
особый старообрядческий церковный центр, построить там же старообрядческий
собор, старостой которого он сам не прочь был стать. Правда, из этих лондонских
церковных проектов ничего не получилось, но зато герценовский кружок вступил
в сношения со старообрядцами-казаками в Турции, так называемыми некрасов-
2 Цит. по: Щапов Л. П. Сочинения. СПб., 1906-1908. Т. II. С. 451-461.
3 Кроме того, эти лондонские эмигранты перепечатали под редакцией В. Кельсиева два секретных
издания Министерства внутренних дел о положении старообрядцев и преследовании их русским
правительством. Это были: "Сборник правительственных сведений о раскольниках". Т. 1 и 2. Лондон,
1861 — 1862; и "Собрание постановлений по части раскола", тоже в двух томах. Лондон, 1863.
50